Гранды померились нулями
Сборные Франции и Нидерландов обошлись без засчитанных голов
Первая нулевая ничья на нынешнем чемпионате Европы по футболу родилась в матче второго тура в Лейпциге между гигантами из группы С, которые после нее вплотную приблизились к play-off. Сборная Франции без сломавшего нос Килиана Мбаппе так и не взломала крепкую оборону голландской команды, хотя имела несколько шансов это сделать. Голландцев забитого ими гола лишили VAR и арбитр Энтони Тейлор, отменившие взятие ворот после удара Хави Симонса, хотя офсайд Дензела Дюмфриса не казался стопроцентно очевидным поводом для отмены.
В каком-то смысле это была премьера сборной Франции. Мало ведь кто ожидал, что временное отсутствие Килиана Мбаппе, который со своим сломанным австрийцами носом уселся на скамейку запасных — надо сказать, с видом человека, не то чтобы жутко страдающего,— вызовет в ней буквально тектонические сдвиги. Пока все обсуждали, как тренер Дидье Дешам, оставшись без лидера, трансформирует атаку, он трансформировал всю структуру команды: вместо Мбаппе — опорник Орельен Чуамени в пару к Нголо Канте, вместо привычной тройки на острие — схема 4-4-2 с некоторыми уточнениями насчет гибкости и пластичности построения.
Да что там структуру — Дешам трансформировал (по крайней мере на один важный матч) ее философию, потешив, может быть, тем самым самолюбие выздоравливающего. Приятно же констатировать свою именно абсолютную незаменимость, раз уж из-за тебя все отработанное и наигранное пускают под снос. Выбранный французским наставником вариант подошел бы многим. Но сборная Франции — она ведь чуть ли не десятилетие совсем не про надежность и размеренность, которые предполагает слегка архаичная расстановка, а про скорость, про рывки из глубины по краям, чтобы все вокруг пылало и взрывалось.
К надежности, кстати, тоже сразу появились вопросы. Редко когда увидишь, чтобы Тео Эрнандеса на его левом фланге кто-нибудь в принципе опережал. А тут Джереми Фримпонг не просто опередил, а опередил, сожрав на коротенькой дистанции фору в пару метров. Вратарю Майку Меньяну, чтобы выудить мяч у дальнего угла, пришлось вытягиваться во весь рост и растопыривать пальцы, как пианисту, берущему изуверский аккорд. Только растопыренными пальцами мяч и зацепил.
Тревога оказалась ложной — с маленькими оговорками. Все-таки у сборной Нидерландов что-то, бывало, проходило, и однажды, например, Меньяну снова пришлось тащить непростой удар — теперь от Коди Гакпо. Но в целом ничего катастрофического.
По поводу игры на чужой половине вопросы оставались. Но и она, как ни крути, не кричала о том, что без Килиана Мбаппе жизни в сборной Франции нет, как на Марсе. Жизнь изредка прорывалась на поверхность в довольно любопытных формах. Допустим, кто бы мог подумать, что так необычно будет действовать Канте, который, словно заполняя образовавшийся из-за потери лучшего форварда вакуум, стал возникать на совершенно вроде бы ему не предназначенных участках поля — слева от штрафной, справа? Хотя, строго говоря, удивляться стоило не всеядности ветерана, а его удивительной физической форме, которая позволяла совершать такие рейды.
И моменты у французов, на которые, между прочим, был небогат и их матч против куда более скромных, чем голландцы, австрийцев, то есть матч еще с Мбаппе, в конце концов созрели.
Один, когда вратарь Барт Вербрюгген взял под перекладиной мяч, запущенный туда Антуаном Гризманном,— неплохой, следующий — грандиозный. Маркус Тюрам показал достойную технику и, чуть ли не пожонглировав мячом, сумел вывести к воротам Адриена Рабьо. Тот, наверное, долго будет проклинать себя за незадачливость — ну бьют же в таких положениях, в каком очутился он, прямо перед голкипером, а не телятся в раздумьях, чтобы, уже пошатнувшись, вместо этого отдавать пас налево, все только усложняя. В общем, Гризманн под мяч не подстроился, и вместо верного гола французы записали в пассив страшный конфуз.
Телеоператоры, конечно, сразу выискали Килиана Мбаппе. Намек был грубым и прозрачным: уж он-то на месте этих парней, на своем, иными словами, месте, не облажался бы. Но злорадство на этом лице, честно говоря, не читалось. Просто расстроился, как и все, но, кажется, не сильно.
А в середине второго тайма случилось, возможно, самое пока драматичное и спорное событие этого чемпионата.
Драматизма ему добавило то, что происходило чуть раньше. А чуть раньше возникло ощущение, что французы окончательно адаптировались к своей экспериментальной структуре. Ну, или что голландцы отчего-то жутко устали. Давили их по полной программе. И Канте, крепко вцепившийся в дирижерский пульт, выдал шикарную передачу на Гризманна, которого, как и в первом тайме, не послушались ноги, отказавшиеся загонять мяч в ворота, хотя они и были рядышком. Все шло к тому, что сборная Франции дожмет соперников.
А забили, отдышавшись, внезапно голландцы. И с ходу было не разглядеть, какие могут быть к ним после удара Хави Симонса претензии,— удар как удар. Но боковой судья поднял флажок, а судья главный — Энтони Тейлор — пошел разбираться с VAR. А видеоповтор показывал, что в тот момент, когда Симонс врезал по мячу, Дензел Дюмфрис стоял возле Меньяна, своей позой, правда, буквально крича о том, что в игре не участвует, что офсайд — пассивнее некуда. Но мяч-то полетел в его сторону, и разные известные в футболе люди, которые потом обсуждали этот эпизод, разумеется, сошлись во мнении: Тейлор посчитал, что Дюмфрис немножко, но мешал вратарю. Вернее даже — посчитал, что есть вероятность, что мешал. Не исключено, что зря. Но гол он отменил — под свист голландского сектора и овацию французского. А еще — на фоне гримасы Мбаппе: что-то ему не понравилось.
А L’Equipe оперативно запустила опрос на тему, прав или нет Тейлор. Первые результаты оказались предсказуемыми. Впрочем, в голландском издании они были бы прямо противоположными.
Матч вырулил к первой на этом первенстве нулевой ничьей, и такой исход вряд ли очень огорчил оппонентов.
Набрав по четыре очка, они фактически гарантировали себе попадание в play-off, за путевку в который в этой группе бьются еще только австрийцы: они обыграли — 3:1 — поляков и, так вышло, досрочно отцепили их от кубковой стадии. В заключительном туре со сборной Австрии сыграют голландцы, французов ждет в нем польская команда.