«В духе Растрелли»

Проект

Два года назад завершилась комплексная реставрация Воскресенского Смольного собора архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Сегодня специалисты работают над восстановлением интерьера и над главной его доминантой — иконостасом XIX века Максимилиана Месмахера, полностью утраченным в 70-х годах XX века. С 2021 года работы курирует Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры.

К вопросу восстановления иконостаса власти обратились в 2017 году

Фото: Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в СПб

Иконостас представляет собой большое сооружение: центральный придел достигает высоты почти 23 метра, а симметричные боковые — северный и южный приделы — по 17 метров. Каркас выполнен из металла, который обрамляет позолоченная деревянная резьба, а внутри — большие полотнища икон, написанные известными художниками в барочном и классическом стилях. В целом история рождения иконостаса необычна, так как он создавался на протяжении нескольких веков руками известных архитекторов и живописцев, работающих в разных стилях.

Формирование внутреннего убранства

Смольный собор исторически позиционировался как храм учебных заведений Санкт-Петербурга, несущий духовно-нравственное просвещение. Он находится в Центральном районе города. К его строительству по приказу императрицы Елизаветы Петровны приступили в 1748 году, тогда и состоялась церемония закладки фундамента. Проектом занимался Ф. Б. Растрелли, который работал в стиле барокко. Начали возводить собор быстро. Согласно описаниям из архивных документов, на строительстве ежедневно было занято до двух тысяч солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов, а также полторы тысячи мастеров из Ярославской и Костромской губерний.

По задумке архитектора, монастырь представлял собой ансамбль из главного собора, каре с кельями и 170-метровой колокольни, включавшей пять ярусов. Он строился поэтапно: сначала жилые корпуса и угловые церкви, затем — собор и монастырская ограда, колокольня должна была стать логическим завершением всего проекта.

За восемь лет были возведены монастырские корпуса, храм, в Москве для собора отлили купола, началась работа по внутренней отделке. Растрелли спроектировал иконостасы, но реализовать их не удалось, так как прекратилось финансирование из-за начала семилетней войны с Пруссией.

К достройке храма вернулись только в конце 1820-х годов. Работами руководил архитектор Василий Стасов. В интерьер он привнес сдержанность, диктуемую стилем классицизма, который тогда был в моде. Во внутреннем убранстве были применены простые и строгие решения: белый цвет стен и сводов, сдержанный лепной декор. Все это подчеркивало архитектуру Растрелли и создавало эффект легкости в пространстве храма.

От классики до барокко

В классическом стиле были выполнены три иконостаса: Воскресенский, Елизаветинский и Магдалининский. Центральный по высоте достигал карниза собора, боковые, симметричные друг другу, были ниже. Иконостасы были белые с золоченой резьбой, перед ними установили балюстрады из 164 хрустальных балясин.

В два яруса иконостасов располагались иконы, которые писали известные художники. Над центральным иконостасом работали Петр Басин, написавший композицию Благовещения для царских врат, и Пауль Эмиль Якобс, создавший Тайную Вечерю. Также иконы расписывали Федор Брюллов, кроме прочих, создавший иконы Входа Господня в Иерусалим и Воскрешения Лазаря. Алексей Венецианов написал запрестольный образ «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института» южного придела. Сегодня эта икона находится в коллекции Русского музея. Франц Рисс писал иконы для боковых иконостасов. Среди иконописцев были также Александр Нотбек, Николай Алексеев, Алексей Тыранов, Никифор Крылов, Борис Чориков, сделавший для собора копию «Преображения» Рафаэля, Ефим Тухаринов, Василий Голике. В 1835 году работу над иконостасами завершили, и Смольный собор был освящен.

А в середине XIX века было принято решение заменить иконостасы. Причины указывались разные: ветхость, смена стилистических предпочтений. Работами занялся архитектор Максимилиан Месмахер, который решил вернуться к стилю Растрелли, но при этом преследовал задачу сохранить иконы, исполненные ранее известными художниками. Таким образом, иконостас Месмахера стал интерпретацией шедевров мировой живописи. Русские мастера подражали Брюллову, Басину, Тициану, Рафаэлю Санти.

Центральный иконостас освятили в 1875 году. А северный и южный приделы — в 1882 году. После революции и Великой Отечественной войны иконостас серьезно пострадал. Его демонтировали в 1972 году, а впоследствии он был полностью утрачен.

«В 1972 году, когда иконостас решили окончательно разобрать, страна отмечала 50-летие образования Советского Союза. У нас есть гипотеза, что на место иконостаса решили установить экспонаты, имеющие отношение к празднику. Фрагменты конструкции никак не зарегистрировали и никуда не передали на хранение. Возможно, части иконостаса просто уничтожили, потому что это было время воинствующего атеизма. Однако история знает примеры, когда утраченные произведения искусства находили в самых неожиданных местах»,— рассказывал руководитель рабочей группы, директор Института истории СПбГУ Абдулла Даудов, когда ученые приступили к работе по воссозданию иконостаса.

На пути к воссозданию

К вопросу восстановления иконостаса власти обратились в 2017 году. Специалистами комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Санкт-Петербурга были собраны документы и чертежи. К сбору информации подключились ученые-историки СПбГУ, которые, помимо архивных исследований, провели фотофиксацию фрагментов резьбы барочных иконостасов ХVIII века, хранящихся в фондах ГМЗ «Царское Село». Царскосельские иконостасы принадлежат эпохе барокко, на которую ориентировался Месмахер.

В 2021 году к работам присоединился Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры. На текущий момент специалисты изготовили каркас — основу для будущих центрального, южного и северного приделов. Завершаются работы по изготовлению и монтажу деревянных и резных элементов иконостаса центрального алтаря. Реставраторы смогли в мелких деталях восстановить каждый элемент с сохранением пропорций и масштаба.

«Материалы используют те, которые были исторически. Это, конечно, дерево — липа»,— делился деталями в одном из телесюжетов настоятель Смольного собора, протоиерей Петр Мухин.

Написанием икон занимается ООО «Подворье» под руководством Ярослава Штеренберга. Первоначально специалисты проанализировали более двух тысяч изображений оригинальных икон и их аналогов, хранящихся в архивах, фондах и музеях. Параллельно составлялся уточненный список наименований икон с учетом предполагаемого авторства. По словам господина Штеренберга, большая часть икон воспроизводилась по черно-белым фотографиям иконостаса, которые даже сложно назвать иконами, а скорее картинами на религиозную тему западноевропейской формации.

Мастера преследуют задачу сохранить иконостас таким же, каким он был два века назад, с учетом старинных технологий. Чтобы воспроизвести оттенки, иконописцы используют единственную сохранившуюся в фондах Русского музея икону «Предстательство Пресвятой Богородицы» кисти Алексея Венецианова. Сейчас коллективом выполняется написание одиннадцати икон главного иконостаса, они должны быть завершены до конца июня 2024 года.

О внутреннем убранстве собора

В Смольном соборе уже реализован ряд проектов: например, обустроена входная группа, ставшая современным музейным пространством. Здесь представлены исторические гравюры видов собора и информационные мультимедийные экраны. Также в Смольном соборе был установлен макет Смольного монастыря: точная копия макета, выполненного в XVIII веке автором ансамбля Растрелли. Кроме этого, для собора был создан точный список Чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери в драгоценном окладе и ризе. Принесение иконы в собор состоялось в октябре 2022 года.

В июне этого года в подкупольном пространстве Смольного собора открылась выставка «Небеса». Скоро в этом пространстве откроется музей «Собрание ангелов», автором проекта которого выступили братья Егор и Савелий Архипенко.

Алла Михеенко

Вся лента