«В текущих условиях российский бизнес совершает подвиг»

Экспертное мнение

20–21 июня в Санкт-Петербурге прошел VIII Международный Невский форум. Участники форума традиционно обсудили широкий круг актуальных вопросов, отражающих текущий внутренний и внешний контекст развития страны. Ключевыми выводами дискуссий форума поделился директор Президентской академии в Санкт-Петербурге (РАНХиГС) Андрей Хлутков.

Фото: Президентская академия в Санкт-Петербурге

GUIDE: Какие актуальные вопросы, стоящие сегодня перед страной, нашли отражение в повестке Международного Невского форума в 2024 году?

АНДРЕЙ ХЛУТКОВ: Форум этого года состоялся в условиях продолжающейся СВО, противостояния с Западом и усиливающегося санкционного давления со стороны недружественных государств, предпринимающих все новые попытки создания изощренных барьеров на пути поступательного развития России. Безусловно, это накладывает ощутимый отпечаток на все аспекты жизни нашей страны и требует большой сосредоточенности и скорости реагирования на происходящие изменения. Российская экономика приняла на себя основной удар, так как фактически одномоментно утратила многочисленные налаженные связи с западными странами. Ситуация потребовала в сжатые сроки переориентироваться на дружественных партнеров и в условиях жестких ограничений решить комплексную задачу импортозамещения. И это, бесспорно, настоящий подвиг российского бизнеса — показатель его зрелости и высокой эффективности.

G: Какие вызовы в связи с глобальной повесткой стоят сегодня перед системой государственного управления?

А. Х.: Сегодня мы совершенно четко понимаем, что именно от того, насколько успешно и быстро удастся перестроиться нашей экономической машине внутри страны, будет зависеть и дальнейший исход сложившегося геополитического кризиса. Принимая во внимание тот факт, что имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы — человеческие и производственные — остаются прежними, главным фактором дальнейшего роста должно стать совершенствование и повышение эффективности системы управления на всех уровнях. Как и за счет чего можно этого достичь — первая задача, которую обсудили ведущие эксперты на полях Невского форума.

Отдельное внимание в этом году мы уделили развитию потенциала молодежной науки как мощного драйвера развития. Для этого мы пригласили представителей студенческих научных обществ всей филиальной сети Президентской академии, которая охватывает 47 регионов РФ, и разработали для них специальную программу. Результатом работы станут студенческие исследовательские проекты в сфере управления. Мы хотим подчеркнуть, что наука — это не только технологические разработки и искусственный интеллект. Эффективное управление — это такая же наука, как и все остальные, требующая глубоких знаний, а также умения их эффективно и оперативно использовать в условиях постоянно меняющейся обстановки.

G: Заявленная тема пленарного заседания форума была связана с ролью публичной власти в консолидации общества. Какие аспекты влияния власти на объединение внутри страны вы считаете ключевыми?

А. Х.: Публичная власть по своему назначению должна обеспечивать стабильность и безопасность страны, защищать национальные интересы и ценности, а также способствовать развитию экономики и социальной сферы. Для этого в ее распоряжении находятся различные инструменты, включая законодательные, исполнительные и судебные механизмы регулирования.

Однако важно помнить, что эффективность публичной власти зависит от ее способности выстроить эффективную и оперативную систему коммуникаций с обществом, где стороны слышат друг друга и понимают мотивы тех или иных действий. Это крайне актуально в текущее ответственное время, когда гражданам особенно важно чувствовать себя в безопасности и ощущать надежную опору в тех, кто эту безопасность обеспечивает. Из этого, по большому счету, и складывается единство: из доверия, уважения и понимания общих целей и задач.

G: Как меняются образовательные программы и научные подходы РАНХиГС в условиях глобальной трансформации?

А. Х.: Несомненно, происходящие в обществе трансформации находят свое отражение и в учебном процессе. Например, с текущего учебного года в академии реализуется проект «Цифровая кафедра», благодаря которому молодые люди учатся работать с большими объемами данных и совершенно бесплатно приобретают дополнительную квалификацию в цифровой отрасли. Серьезной корректировке подверглись программы для будущих международников, акцент в подготовке которых теперь сделан на приоритетные направления, заданные современным внешнеполитическим курсом России. Эти и многие другие изменения демонстрируют, что образовательный процесс не статичен, а активно развивается, чутко реагируя на требования времени. В этом заключаются его главная особенность и ценность.

G: Кадровый кризис отмечается сегодня практически во всех сферах российской экономики. Насколько остро кадровый вопрос стоит перед сферой государственного управления?

А. Х.: Проблема кадрового обеспечения в государственном управлении возникла еще до текущего кризиса рынка труда в промышленности и экономике. И она, на мой взгляд, несколько глубже, так как зависит не просто от нехватки квалифицированных человеческих ресурсов.

Совершенно очевидно, что сегодня престиж государственной службы находится не на самом высоком уровне. Об этом говорят количество вакантных должностей и трудности с их замещением, особенно на региональном и муниципальном уровнях. Эта ситуация объясняется объективными факторами, среди которых недостаточно высокая оплата труда при интенсивной ненормированной нагрузке, сложности процесса трудоустройства, размытость перспектив служебного роста. Однако подобное положение дел никак не соотносится с задачей, с которой мы начали наш разговор: с повышением качества управления.

Это обстоятельство стало причиной появления на государственном уровне ряда документов, направленных на развитие института государственной службы в нашей стране. В частности, поручение президента Путина по итогам заседания Государственного совета РФ 22 декабря 2022 года о повышении привлекательности государственной и муниципальной службы среди молодых людей, которое стало для нас важным сигналом к действию.

G: В каких конкретных инициативах это выразилось?

А. Х.: Мы обратились к истории развития образования в нашей стране, проанализировали уже реализуемые нами меры стимулирования интереса студентов к служению отечеству и отметили для себя ряд интересных исторических закономерностей. У истоков российской управленческой школы стоял Императорский Царскосельский лицей, учениками которого были совсем молодые люди: прием на обучение осуществлялся с 10–12 лет. Это как раз тот возраст, с которого школьники города участвуют сегодня в наших образовательных и профориентационных проектах, демонстрируя высокую заинтересованность и часто приятно поражая наших экспертов своими результатами. Это натолкнуло нас на мысль о необходимости возрождения Царскосельского лицея как современного образовательного учреждения, в котором объединятся лучшие традиции и передовые практики в области образования и воспитания, а также будут созданы все необходимые условия для поощрения и развития в молодых людях стремления приносить пользу своему отечеству. Таким образом, мы решили, так скажем, «спуститься на уровень ниже», чтобы помочь ребятам осознанно определиться с дальнейшим выбором.

Другим важным моментом, над которым мы постоянно работаем, является поддержание связи студентов с будущими работодателями: в органах власти, ведущих петербургских компаниях и организациях, где ребята проходят практику во время обучения и имеют возможность сверить свои теоретические знания с управленческими алгоритмами, применяемыми в реальной деятельности.

Для придания этой работе более системного характера мы тесно сотрудничаем с комитетом государственной службы и кадровой политики Петербурга по развитию молодежного кадрового резерва, а также создаем базовые кафедры, которые уже есть в администрации Санкт-Петербурга, в Законодательном собрании города, а с 1 сентября к ним добавится базовая кафедра в Законодательном собрании Ленинградской области. Благодаря такому подходу у ребят есть возможность решать реальные, а не придуманные кейсы из жизни чиновников, приобретая бесценные знания.

Профессиональная эффективность наших выпускников напрямую влияет на развитие общества, государства, экономики. Поэтому формула «Кого научим, того и получим!» уже много лет остается девизом нашей академии.

Василиса Мотова

Вся лента