«Троица» заканчивает «гастроли»

В каком состоянии находится икона кисти Андрея Рублева

«Троица» Андрея Рублева снова переехала: икону установили на ее историческом месте, в Троицком соборе. Здесь она находилась с момента создания до революции 1917 года. Как сообщают «РИА Новости», памятник культуры XV века помещен в специальный киот, вмонтированный в иконостас. Привезли ее туда 22 июня. В пресс-службе Троице-Сергиевой лавры заверяют, что специальная автоматическая система поддерживает температуру и влажность внутри киота, а сам он покрыт бронированным стеклом, которое также фильтрует ультрафиолетовые лучи. «Русская служба BBC», впрочем, передает, что сейчас икона выставлена в обычной витрине. По данным издания, заказанный из-за границы специальный бокс с климат-контролем еще не приехал.

Президент Владимир Путин передал «Троицу» Русской православной церкви в мае 2023 года, несмотря на возражения экспертов. Научное сообщество называло старинную икону «тяжело больным памятником», которому опасно любое воздействие, тем более переезды. Подробнее — в справке “Ъ FM”.

«Троица» написана в XV веке для Троице-Сергиевой лавры. Она считается единственной дошедшей до наших дней иконой, полностью созданной Андреем Рублевым. В 1929-м ее передали Третьяковской галерее. Она покидала стены музея во время эвакуации в 1941-м и в 2007-м, когда памятник вывезли в здание Третьяковки на Крымской набережной. После этого на иконе обнаружили значительные повреждения. В июле 2022-го по просьбе патриарха Кирилла «Троицу» вывезли на службу в Троице-Сергиеву лавру. По возвращении на иконе выявили 61 «существенное изменение». Ее пришлось убрать в депозитарий, она вернулась в экспозицию только в конце года.

В мае 2023-го Русская православная церковь объявила о решении президента Владимира Путина передать ей икону Андрея Рублева. Искусствоведы и ученые обратились в Минкульт с открытым письмом, призвав «предотвратить разрушение величайшего памятника русской и мировой культуры».

Летом 2023-го «Троицу» почти полтора месяца выставляли в храме Христа Спасителя, а затем ее увезли в научно-реставрационный центр Грабаря на консервацию. Никаких официальных сведений о результатах проведенных обследований и ее состоянии опубликовано не было. Не сообщалось и об изготовлении климатической капсулы, которую Третьяковка предложила создать «Росатому».

Последние полгода «Троица» находилась в храме Христа Спасителя, и в каком состоянии она сейчас, неизвестно. Близкие к Минкульту источники BBC утверждают, что с января 2024-го сотрудникам Третьяковки ни разу не разрешили обследовать икону. Впервые и только на короткое время специалисты получили доступ к «Троице» накануне, перед ее транспортировкой в Лавру. Никакой прозрачности тут ждать не стоит, считает искусствовед Ксения Коробейникова: «Ее передали независимому Центру Грабаря, который подотчетен Министерству культуры.

Практически все, кто имеет отношение к спецоперации "Троица", ее называют в узких кругах именно так, подписали NDA. Было несколько эпизодов, когда уже во время "гастролей" иконы, к ней не подпускали независимых реставраторов.

Последние полгода официальной информации, да и неофициальной ноль, либо есть заявления общего характера: вы не переживайте, с памятником все в порядке. При этом мне известно от людей, которые соприкасались с ней, что состояние иконы как было тяжелым, таковым и осталось. Нет идеальной для нее витрины, и нужно потратить на это бешеные ресурсы. У коллег в Италии и Франции, которые занимались подобными проектами, ушли на них десятилетия. Еще и система безопасности смущает: никто же не отчитывается».

В Реставрационном совете Третьяковки год назад поясняли, что столетиями икона хранилась в храме в ненадлежащих условиях. Из-за этого три доски, составляющие основу «Троицы», оказались покороблены и слабо скреплены, что влияет на сохранность красочного слоя и грунта. Состояние древнерусского памятника сейчас может ухудшиться стремительно, отметил искусствовед Лев Лифшиц: «Проблема прежде всего в самой древней и дряхлой основе. Ее укреплять совершенно невозможно, не повредив живописи. Существует акт сохранности, сделанный реставраторами Третьяковской галереи. Этот документ нигде не опубликован в полном виде, и я думаю, что доступ к нему существенно ограничен.

Создать нормальные климатические условия в Троицком соборе практически невозможно, для этого надо многое изменить в нем самом, а строение является федеральным объектом охраны памятников с исключительной культурной и архитектурной ценностью.

Такая климатическая витрина должна быть подключена к очень сложному инженерному комплексу, а для этого нужен специальный узел, в том числе связанный с охлаждением воздуха и удалением влаги. Поэтому те организации, которые были привлечены к созданию проектов, в том числе "Росатом", настойчиво предлагали разместить витрину не в соборе, а недалеко от него — в Сергиевском трапезном храме, где много пространства.

Некоторые катастрофические вещи в таких случаях, не дай бог, могут случиться. Есть же те, кто именно так рассуждает: выпадет кусок, мы поставим, напишем заново. Я, наверное, потерялся бы даже, возражая такого рода людям».

Любая перевозка губительна для подобного памятника в той или иной степени. Какую капсулу ни делай, колебания будут. Как ты ее ласково на руках ни носи, аки младенца, а все равно сотрясение.

И зачем устраивать эту чехарду? Я работаю напротив храма Христа Спасителя, я очередей из верующих не видел. Не забывайте, эта икона не чудотворная. Есть Владимирская икона Божьей матери, высокочтимый чудотворный образ, который находится в Третьяковской галерее, но не в зале, а в храме Святого Николая в Толмачах. Вы думаете, к ней на поклонение кто-нибудь ходит? Уж если так необходимо, чтобы эта икона жила вне реставраторов, потому что памятник, выставляемый в соборе, не может постоянно подвергаться серьезным осмотрам экспертов, то нужны отдельный храм, который, по существу, станет музеем, и очень хорошо сделанная капсула».

«Троица» находит в госсобственности, церкви она передана «в безвозмездное пользование». Такой договор, поясняли год назад в Московской патриархии, предполагает, что финансировать реставрацию и консервацию иконы могут третьи лица по соглашению с РПЦ и Третьяковкой. При этом заключенный договор не обязывает ни музей, ни РПЦ страховать «Троицу» за свой счет.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елизавета Скобцова, Иван Корякин

Вся лента