Екатеринбург примеряет статус виниловой столицы
Петербургский бизнес вошел в проект завода по производству пластинок
Второе в России производство виниловых пластинок Muzilla production запустят в пригороде Екатеринбурга в сентябре. Инвестором проекта выступает бизнесмен Станислав Дербышев-Семенов с тремя партнерами, среди которых собственник петербургского рекорд-лейбла и одноименных музыкальных магазинов Imagine club. Инвестиции составят до 100 млн рублей. Аналитики называют проект перспективным при условии, что качество продукции будет высоким.
Информацию о запуске производства «Ъ-СПб» подтвердил сам господин Дербышев-Семенов, который контролирует в проекте 51%. По его словам, на 600 кв. м арендованной площади установлена новая линия Allegro II производства гонконгской MTECH Engineering. «На линиях этой компании выпускается 20% виниловых пластинок в Великобритании, есть четыре завода в Польше, один в Австралии,— говорит Станислав Дербышев-Семенов.— Максимальная производительность составляет 70 тыс. единиц в месяц. Мы планируем выйти на этот показатель примерно через год после открытия».
На данный момент в проект инвестировано 50 млн рублей. Но сумма, по прогнозам его авторов, вырастет до 100 млн, так как планируется, что выпуск матриц гальваническим методом (сейчас находится на аутсорсинге.— «ЪСПб») заменит технология Direct metal mastering (DMM), когда нарезка звуковой дорожки на медный диск осуществляется механическим способом. Для этого партнеры собираются купить специальное оборудование. «Мы хотим быть полностью импортонезависимы,— продолжает Станислав Дербышев-Семенов.— Пока же размещаем заказ на выпуск матриц за границей. Технология DMM, на мой взгляд, дает более качественное звучание. Также мы тестируем ПВХ-крошку от разных зарубежных производителей и не исключаем открытия собственного производства в будущем. Конверты для пластинок напечатаем у нашего партнера в Екатеринбурге. Это будет полноценный картон, а не то, что раньше выпускалось на «Мелодии». Наша цель, чтобы покупатель взял в руки пластинку — и кайфанул!»
Юридически Muzilla production входит в ООО «Гранд», благодаря которому в 2023 году был запущен маркетплейс Muzilla.
У Imagine club два магазина в Петербурге. В портфеле одноименного рекорд-лейбла выпуск альбомов Владимира Рекшана и группы «Санкт-Петербург», Давида Голощекина, Юрия Охочинского, групп ДДТ, СБПЧ, «Гарин и гиперболоиды» и других.
Пока в РФ только одно производство виниловых пластинок — московский завод «Ультра продакшн». В открытых источниках сообщается, что мощность предприятия на 2022 год составляла 50 тыс. пластинок в месяц, или 10% от общего объема продаж винила в стране. В 2021 году генеральный директор «Ультра продакшн» Андрей Белоногов в интервью изданию «ИМИ.Журнал» говорил, что завод покупает сырье — матрицы и сам винил — по всему миру, а возраст его оборудования — примерно полвека. По данным участников рынка, очередь на выпуск альбома на «Ультра продакшн» — не меньше восьми месяцев. Вместе с тем российские артисты и лейблы, печатавшие релизы за рубежом, столкнулись с ростом цены на свои заказы и удлиненным сроком доставки продукции в Россию из-за политической обстановки. Печать и доставка виниловых пластинок из Европы занимает сейчас около пяти месяцев.
На раннем этапе проектирования производства Muzilla production инициаторы проекта договорились о выпуске пластинок Александра Новикова, Дидюли и лимитированного издания для фестиваля Ural Music Night Евгения Горенбурга. Также ведутся переговоры с группой «Ария».
Главный редактор агентства InterMedia Евгений Сафронов считает проект перспективым, если получится обеспечить высокое качество выпускаемой продукции. Традиции производства виниловых пластинок в России практически утеряны, указывает он.
В последние десятилетия спрос на винил рос, поскольку он воспринимается в качестве модного аксессуара, объясняет господин Сафронов. Исполнители, особенно старшего поколения, также считают пластинки престижными, поскольку релизы на этом носителе подчеркивают их вклад в искусство, добавляет эксперт.
По данным Wildberries, интерес к виниловым пластинкам на маркетплейсе постепенно начинает ослабевать. В первом квартале этого года продажи увеличились всего на 3% в количественном выражении. При этом с 2022-го по 2023-й показатель вырос на 160%. Вероятно, ностальгия по пластинкам сменяется интересом к компакт-кассетам, считает представитель площадки. По его словам, в 2022–2023 годах спрос на последние увеличился на 3700%, с начала 2023-го по начало 2024-го — на 5000%. Однако такие результаты связаны с эффектом низкой базы, резюмируют в Wildberries.