Огонь, вода и мёдные трубы
К юбилею Геннадия Зюганова в Госдуме организовали именную выставку
В Госдуме на прошлой неделе открылась выставка «Геннадий Зюганов. Время. События. Люди», приуроченная к предстоящему 26 июня 80-летию председателя ЦК КПРФ. Посетившие экспозицию коллеги-думцы, засвидетельствовав почтение юбиляру, напрашивающиеся домыслы о «прощальном подарке» ветерану-коммунисту с жаром опровергли. Сама же выставка, по наблюдению корреспондента “Ъ”, получилась, несмотря на статус локации, скорее личной, нежели политической.
Организаторы избежали классической для советских музеев громоздкой композиции, когда «вместе с судьбой личности вы, дорогие товарищи, можете наблюдать за судьбой целой страны». Обойдясь без линейности и нарочитой торжественности, коммунисты (возможно, неосознанно) наделили экспозицию скорее личным пафосом: их Геннадий Зюганов — не Сталин и не Мао, а если и Ленин — то скорее не в Смольном, а в сестрорецком шалаше: «Ну, как там ведут на съезде наши друзья-советчики?..»
Вот черно-белый Геннадий заглядывает в улей на семейной пасеке. Вот тот же мед в брендированном подарочном наборе, один из которых когда-то достался Владимиру Жириновскому. А вот и сам либерал-демократ — на пару с лидером эсеров Сергеем Мироновым обрамляют коммуниста в Колонном зале, как слоны ферзя.
Конечно, политиков и политики тоже хватает. В компании главного героя мелькают сразу несколько «бывших» — президент Франции Жак Ширак, лидер Палестины Ясир Арафат, предводитель свободной Кубы Фидель Кастро, спикер Госдумы Геннадий Селезнев, а из действующих — думский спикер Вячеслав Володин и, разумеется, Владимир Путин. По соседству вьются алые знамена на митингах против пенсионной реформы и «административного беспредела» (почему-то в Мордовии), кумачовые колонны рвутся из исторического ниоткуда в историческое никуда, дабы «защитить» и «не допустить»…
Но накал не успевает достичь предела, и снова молодой товарищ Зюганов играет с однокашниками в волейбол, а состарившийся — гордится восьмерыми внуками.
Высшие госнаграды, коих у лидера КПРФ наберется с десяток, кажется, не представлены вообще, а разложенные под стеклом авторские брошюры, в том числе обретшая в соцсетях вторую молодость «Святая Русь и кощеево царство», меркнут на фоне подборки спортивных трофеев любимого детища, мини-футбольного клуба «КПРФ». Оригинальная КПРФ тоже вкраплена в основную экспозицию («Во главе возрожденной партии», «На X съезде», «В зале пленарных заседаний»), хотя более распространенно представлена на стене напротив. Однако и здесь соратники и бесчисленные акции ненавязчиво разбавлены тем же медом.
Коллеги-думцы на открытии, впрочем, личное старательно игнорировали. Так, Вячеслав Володин, скромно умолчав о своей превалирующей роли в организации выставки, уверенно сообщил, что «главный ребенок» Геннадия Зюганова — партия. Сам коммунист, продолжил господин Володин, «не может стоять в стороне, является человеком неравнодушным, имеющим гражданскую позицию, и ему до всего есть дело», и именно поэтому «партия во главе с ним побеждает и на протяжении вот уже 30 лет представлена в Госдуме». «Тем, кто считает, что Геннадий Андреевич уходит на пенсию, могу сразу сказать свое мнение: вы глубоко ошибаетесь,— добавил спикер.— Геннадий Андреевич сосредотачивается для того, чтобы дальше не только работать, но и побеждать. Он так устроен».
Никаких намеков на завершение карьеры лидера КПРФ выставка не содержит, а такое впечатление, сложившееся у некоторых наблюдателей,— результат «политического заказа», заверил “Ъ” пресс-секретарь Геннадия Зюганова, депутат Госдумы Александр Ющенко: «Мы все это понимаем: заказы, политтехнологии, контракты и отработка».
Юбилейная экспозиция, добавил он,— это «отражение эпохи через судьбу конкретного человека», который «четко и ясно показал дорогу для сохранения страны и партии».
Весомых стратегических оснований к смене лидера у КПРФ действительно нет, считает политолог Алексей Макаркин. По его мнению, первый аргумент в пользу Геннадия Зюганова — колоссальная узнаваемость, заработанная еще в 90-е. К тому же он предельно эффективно сочетает в политике КПРФ две модальности — оппозиционную и лоялистскую, указывает эксперт: «Да, его за это критикуют, а партия живет, представлена в парламенте, заняла второе место на президентских выборах. Придет другой — ему тоже придется проводить "кентаврическую" политику, но сможет ли он делать это столь, скажем так, артистично? Повернет в сторону большей оппозиционности — загубит партию, повернет в сторону большей лояльности — разбежится ядерный электорат».
При этом партийный актив исторически опасается идеологического «предательства», в том числе со стороны вероятных преемников, отмечает господин Макаркин: «Вдруг на смену Геннадию Андреевичу, который в 90-е как скала стоял за коммунистические интересы, придет новый Горбачев?» Наконец, господин Зюганов имеет исторически сложившиеся отношения с Владимиром Путиным, добавляет политолог. «Зюганов на самом деле не входит в российскую суперэлиту, но у него есть инерционный доступ к первому лицу: там можно какие-то пожелания высказать в интересах партии. У потенциального сменщика тоже наверняка будет механизм доступа, но как к нему будут относиться? К Зюганову отношение, как к исторической фигуре — к преемнику отношение, наверное, будет несколько иным»,— резюмирует Алексей Макаркин.