Видеофиксации ищут законные рамки
В Совете федерации обсудили цифровые инструменты профилактики правонарушений
В 2023 году при помощи видеокамер было выписано рекордное за пять лет количество штрафов за нарушения правил дорожного движения (ПДД), но для современных технологий это не предел: в Минэкономразвития думают о том, как штрафовать при помощи дронов, а производители систем видеофиксации уже предлагают технологии распознавания лиц нарушителей. Об этом говорили в минувшую пятницу в Совете федерации участники семинара-совещания «Цифровые инструменты профилактики и предотвращения административных правонарушений». Главное же, по их мнению, чтобы правовое регулирование не отставало от технического прогресса.
В прошлом году информация, полученная с комплексов фото- и видеофиксации, обеспечила рекордное за последние пять лет число постановлений о привлечении к ответственности за нарушения ПДД: оно достигло 221 млн. Об этом сообщила на совещании в Совфеде 21 июня зампред комитета верхней палаты по госстроительству Ирина Рукавишникова. В среднем, по ее данным, на каждую камеру в РФ приходится 7,6 тыс. случаев фиксации нарушений ПДД. Но это не единственная сфера, где видеонаблюдение помогает бороться с нарушениями: сведения, полученные с фото- и видеокамер, используются почти во всех регионах страны для контроля за соблюдением правил благоустройства, землепользования, пожарной безопасности.
Однако прогресс в этой области определяют не только технологии, соответствующие задачи вынуждены решать и законодатели, отметила госпожа Рукавишникова: возможность использования каждого цифрового ресурса, как и юридическая сила полученной с его помощью информации, должна быть четко описана.
Она напомнила, что Минцифры сейчас работает над проектом Цифрового кодекса и получает очень много предложений по его наполнению: туда пытаются поместить все, что связано с «цифрой», но не имеет отдельного регулирования. «Возникает какой-то такой необъятный документ»,— призналась сенатор.
С ней согласилась представитель Минюста Дарья Зайкина, по убеждению которой использование цифровых инструментов должно быть описано в первую очередь в отраслевом законодательстве. Очень часто существующие там пробелы пытаются закрыть при помощи цифровых технологий, рассказала чиновница: например, хотят наделить органы местного самоуправления правом штрафовать нарушителей на основании данных, полученных при помощи камер и беспилотников. А проблема на самом деле заключается в том, что плохо описан порядок взаимодействия между местными властями и уполномоченными госорганами: пока федералы получат и обработают переданные муниципалитетами данные о нарушениях, срок привлечения к ответственности уже истекает. Или, например, идея Минтранса ввести штрафы за среднюю скорость, продолжила госпожа Зайкина: «Мы обращали внимание коллег, что, прежде чем вносить какие-то изменения в КоАП, нужно определить в профильном законодательстве, что следует понимать под средней скоростью, как она должна фиксироваться и на каких участках, как должна быть описана обязанность лица соблюдать эту среднюю скорость, требования к расположению камеры». Без этого новые нормы работать не будут, их просто признают неконституционными, предупредила представитель Минюста.
То же самое с идеей Минэкономразвития о расширении использования беспилотников при проведении контрольно-надзорных мероприятий, чтобы сразу составлять протоколы о нарушении (как сейчас это делают при контроле ПДД), привела она еще один пример.
От того, как сформулируют норму в профильном законодательстве, будет зависеть, нужно ли вносить поправки в КоАП, объяснила Дарья Зайкина. Наконец, отметила она, возникает проблема баланса общественных интересов и процессуальных прав граждан. Сейчас много говорят о необходимости распространить упрощенный (как в случае с ПДД) порядок составления протоколов на все виды нарушений, но для этого нужно решить вопрос с согласием лица на обработку его биометрических данных, подчеркнула представитель Минюста. К тому же, по ее словам, возникают проблемы с извещением привлекаемого к ответственности лица: как ему направить постановление, чтобы он его точно получил?
Напомним, что в 2020 году большой резонанс вызвала попытка отслеживать и штрафовать нарушителей режима самоизоляции при помощи системы видеонаблюдения «Умный город»: многие москвичи получили штрафы на основании фотографий, сделанных камерами в подъездах. Однако впоследствии суды начали отменять такие решения, и практика не получила широкого распространения. Тем не менее идея, как отметила госпожа Зайкина, «витает в воздухе».
Между тем профильные компании к дальнейшей цифровизации уже готовы. «Есть возможности разные, есть нейросети, технологии готовы, пилоты уже проводились»,— с гордостью сообщил исполнительный директор Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации ОКО Эльдар Тузмухаммедов. Он также напомнил, что Россия занимает третье место в мире по количеству камер видеофиксации. Но здесь, конечно же, регулирование должно идти первым, добавил эксперт.
По итогам обсуждения в Совете федерации пообещали обобщить все сказанное и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в области профилактики правонарушений с использованием цифровых технологий.