Виктор Тонконог: «Оперативные службы будут играть безопасность единым оркестром»
Глава разработчика АПК «Безопасный город» — о возможностях, которые даст Кубани новая система реагирования на угрозы
На Кубани завершилось создание аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (АПК), разработанного по заказу краевых властей. Система интегрировала в себя множество ранее созданных систем безопасности и предупреждения угроз в единую сеть. Руководитель компании — разработчика программного ядра «Безопасного города» ООО «Вангард софт» (Краснодар) Виктор Тонконог рассказал о новых возможностях, которые открывает использование АПК.
— Система «Безопасный город» у нас давно на слуху. Ваш проект — это какая-то ее надстройка? Что нового она привнесла?
— Да, действительно, в крае и раньше по линиям разных ведомств (МВД, МЧС, лесоохраны, муниципалитетов) существовало множество систем безопасности. Перечислю основные: система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (РАСЦО), система мониторинга паводковых ситуаций, региональная система мониторинга транспортных средств, объектов и ресурсов, система 112, система камер видеонаблюдения, система раннего обнаружения лесных пожаров, система мониторинга объектов энергетического комплекса, система центра спутникового мониторинга объектов АПК, системы безопасности в школах (там, где они есть). Они все работали, но проблема в том, что они существовали разрозненно, не были взаимоувязаны. То есть не было единого слаженного цифрового оркестра. Теперь он есть.
Я приведу простой пример. Раньше, когда происходило какое-то ЧП, оперативные службы получали информацию по разным каналам. Но эти информационные потоки не были автоматизированы, связь между разными системами существовала на уровне переписки или перезвонов между ответственными оперативными дежурными. Но в экстренных ситуациях очень важно иметь четкие протоколы действий. Если их нет, могут происходить сбои: кто-то что-то неправильно записал, не то перекопировал либо разные структуры сработали не согласованно. Кроме того, теряется оперативность: пока эта информация выгружается в другую подсистему, пока передается. Дальше мы сталкивались с тем, что информация об инцидентах не обладала единым знаменателем, то есть едиными стандартами, потому что формировалась разными структурами. Особенно это обидно, если по отдельности в каждую из этих систем были вложены большие деньги и их функционирование обеспечивают существенные ресурсы.
Мы же создали комплекс, который будет собирать всю информацию обо всех инцидентах. И теперь весь этот массив информации можно анализировать в любом разрезе: по типу инцидентов, по времени или месту их возникновения, по времени реагирования, методам реагирования и так далее. Это обеспечивает централизованный контроль за всем, что происходит в крае, мониторинг состояния этих систем и анализ ситуации.
— Как это будет теперь работать на практике?
— Например, оператор службы 112 получает звонок от местных жителей о подъеме уровня воды в реке (это один из источников информации), сразу же создает карточку инцидента и направляет ее в систему «Безопасный город». Параллельно оперативный дежурный системы предупреждения паводковых ситуаций (второй источник) увидит срабатывание датчиков уровня воды. Он пополнит карточку инцидента этими данными. На этом этапе система уже будет понимать, что информация поступила от двух независимых источников, то есть степень достоверности и значимости происшествия высока. Третьим источником могут стать результаты мониторинга по заданным параметрам конкретных местных групп в соцсетях и Telegram-каналов. В нашем примере система может в автоматическом режиме вычленить посты о затоплении определенного населенного пункта.
Далее система, которая уже запустила реагирование по линии РАСЦО, подскажет оперативному дежурному ЕДДС (это основной пользователь «Безопасного города») близлежащие объекты, которые потенциально могут оказаться в зоне угрозы (например, школы, детские сады), и в автоматизированном режиме оповестит их об опасности. Возможно, директор школы сообщит дежурному, что у него отсутствует транспорт для вывоза детей,— эти сведения тоже отразятся в карточке инцидента и станут новой документально зафиксированной задачей для реагирования — организации транспорта для эвакуации людей или отправки на место дополнительных спасательных формирований.
Также в автоматическом режиме пойдет дозвон до должностных лиц, ответственных за реагирование, им будут оставлены сообщения о необходимости явки на заседание комиссии по ЧС. Тем временем система предупреждения паводковых ситуаций продолжит мониторить обстановку на реках, и, если датчики уровня воды ниже по течению реки также сработают, это сразу же будет видно в карточке и станет поводом для реагирования и принятия новых решений уже по другим территориям.
Если ЧС выйдет за пределы нескольких муниципалитетов, система автоматически подключит для реагирования региональный уровень с его возможностями, силами и средствами.
И все время карточка инцидента будет фиксировать все, что будет происходить по этому происшествию.
— Вы сказали о том, что АПК может подсказывать оперативным дежурным, как действовать в тех или иных ситуациях. Вы имеете в виду искусственный интеллект?
— Нет. Весь этот алгоритм работает благодаря тому, что в систему интегрирована масса протоколов реагирования и регламентов действий. Это важно, потому что минимизирует риск ошибок ввиду человеческого фактора. Ведь сотрудники оперативных служб меняются, возможны ситуации, когда новый сотрудник еще не освоил протоколы действий в тех или иных ситуациях, или растерялся, либо же забыл кого-то оповестить, что-то перепроверить. Мы сделали так, чтобы эти регламентные действия из бумажного документа, который лежит где-то на полке, были введены в базу и подсказывались системой. И здесь есть возможность прописывать алгоритмы действий под особенности каждого муниципалитета, чем минимизировать для специалистов ЕДДС время на обдумывание ситуаций, свести к минимуму их ошибки.
Это еще важно в плане защиты от бездействия. Знаете же, как бывает? Произошло что-то, на что мы не знаем, как реагировать, поэтому ничего не предпринимаем до команды руководства. В нашем случае система не только сама начинает работать в автоматическом режиме (например, запуская протокол оповещения должностных лиц), но и достает предусмотренные для подобных случаев инструкции и выдает алгоритмы действий.
— Вы постоянно обращаете внимание на то, что АПК фиксирует все действия и все реакции служб...
— Да, это очень важно. Во-первых, регистрация способов и сроков реагирования служб позволяет анализировать тонкие места, корректировать их работу и повышать качество взаимодействия на будущее. А во-вторых, сами оперативные службы заинтересованы в том, чтобы все их действия фиксировались. Если, не дай Бог, ЧП будет иметь серьезные последствия и действия ответственных должностных лиц начнут проверять правоохранительные органы, те смогут легко доказать правильность и своевременность своих действий. Все текстовые сообщения, аудиопереговоры, способы и своевременность реагирования содержатся внутри карточки инцидента. Их можно будет легко поднять и проанализировать.
— А насколько обеспечена безопасность и надежность этой системы?
— Надежность — это как раз то, чего мы стремились достичь в первую очередь. Мы исходили из того, что в кризисных ситуациях телефонные линии могут быть перегружены, вышки сотовой связи пострадать от стихии. Вся созданная сеть имеет в том числе и проводные каналы связи, резервированные каналы, все каналы шифрованные, все защищено средствами информационной безопасности.
— Очевидно, чтобы реализовать такой проект, нужно было плотное взаимодействие с оперативными службами и уполномоченными на обеспечение безопасности властями. Насколько можно судить, чтобы проект был успешным, от них мало было одного содействия, но и требовалась определенная инициатива в части рекомендаций того, как эффективнее решать эти задачи?
— Да, в каком-то смысле это была работа коллективного разума. АПК создавался по заказу властей Краснодарского края, а наша компания являлась субподрядчиком основного исполнителя по данному госконтракту — ПАО «Мегафон»: мы занимались развертыванием ядра системы. Но, конечно, мы получали всестороннее содействие и от оперативных служб, и от заказчика. И надо сказать, что именно благодаря этому взаимодействию работа была крайне интересной.
Основным заказчиком по данному проекту выступает ГКУ КК «Безопасный регион», подведомственное учреждение министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, в основные задачи которого входит организация работ по построению, внедрению, развитию и эксплуатации аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
Помимо этого, ход реализации проекта находился на постоянном контроле у краевого департамента информатизации и связи (ДИС КК). Он регулярно проводил совещания по данному вопросу, и это был не столько контроль, сколько мозговой штурм по поиску наиболее эффективных путей решения поставленных задач. Принято считать, что в основном лучшие профессионалы IT работают в частном бизнесе, но это не всегда так. Могу сказать, что в профильном департаменте нашего региона собран очень мощный кадровый состав, который генерирует очень интересные, порой сложно реализуемые предложения. По своему опыту работы с другими субъектами РФ скажу, что далеко не в каждом есть такие профессионалы.
Наш проект курировал и давал ценные замечания по архитектуре и применяемым технологиям заместитель руководителя ДИС КК Денис Сергеевич Бережной, который в 2013 году, будучи руководителем ГУП КК «ЦИТ», проектировал «Систему-112» на Кубани, где я с ним и познакомился. Бережной — это специалист с огромным опытом. Он отвечал за наш проект, курировал и давал ценные замечания по архитектуре и применяемым технологиям, разработку и внедрение ГИС «Региональная Геоинформационная Система» и модернизацию подсистемы IP-телефонной связи администрации Краснодарского края. Также наша компания занималась обслуживанием Ситуационного центра губернатора Краснодарского края, созданием которого руководил Денис Сергеевич.
Кстати, подходы, использованные при проектировании Системы-112 и Ситуационного центра губернатора, мы применили и при разработке АПК «Безопасный город». Благодаря огромному опыту специалистов ДИС КК и их участию в проекте была создана устойчивая и надежная система. Департамент и сейчас вносит большое количество предложений по дальнейшему развитию АПК «Безопасный город» на территории Кубани.
— Эта система уже запущена в крае в полном объеме?
— Как я уже сказал, по отдельности службы работают давно. В рамках же автоматизированной системы сейчас идут последние тесты. Мы уже сдали АПК заказчику, и он готовит ее к старту. На первом этапе комплекс начнет работать в Краснодаре и Сочи, а дальше будет распространяться на городские округа, и в перспективе — на все муниципалитеты. Теперь этой системой просто нужно начать пользоваться. Следующий этап, на мой взгляд, теперь состоит в том, чтобы оперативные службы модифицировали свои внутренние регламенты под новые возможности и функционал АПК. У нас появился инструмент автоматизированного мониторинга и управления кризисными ситуациями на муниципальном и региональном уровне. Отработка регламентов — это тоже серьезный этап, но, скажем так, это уже приятные хлопоты.
Оперативные новости «Ъ» из регионов Кубань, Адыгея, Крым в Telegram