Таксономия контрсанкционных решений
АБ ЕПАМ — о ключевых аспектах работы Подкомиссии и условиях согласования сделок
В эпоху быстро меняющихся рыночных реалий и стратегических вызовов контрсанкционное регулирование становится неотъемлемой составляющей экономической политики государства. Анна Нумерова, партнер практики антимонопольного права АБ ЕПАМ — о том, почему контрсанкционное регулирование выступает не просто инструментом контроля, но и механизмом обеспечения стабильности и безопасности на рынке.
Отгремел ПМЭФ, и термин «таксономия» плотно вошел в лексикон делового сообщества, а поднятые на форуме вопросы переместились в правовое поле обсуждений на ПМЮФ. Контрсанкционное регулирование, стремительно сформировавшееся в новой реальности, продолжает адаптироваться под запросы глобальной повестки, вместе с тем принципы, заложенные в указах президента РФ, и последующее их исполнение обеспечили стабильность функционирования рынков и системный подход к смене игроков.
В начале становления контрсанкционного регулирования работа подкомиссии
Правительственной комиссии по стратегическим инвестициям (Подкомиссия), возможно, напоминала поиск черной кошки в темной комнате, но принципы и подходы к сделкам по приобретению активов уходящих иностранных игроков сформировались очень быстро и затем корректировались по мере развития нормативно-правовой базы. На сегодняшний день выработан четкий алгоритм рассмотрения сделок и взаимодействия всех участников процессов, включая членов Подкомиссии, профильных министерств и сторон сделки.
В зависимости от предмета сделки варьируется уровень принятия решений и выдаваемых согласий: президент РФ, Центральный банк РФ (ЦБ), Министерство финансов (Минфин), Подкомиссия. Но в большинстве случаев центром принятия решений, независимо от того, кто выпускает итоговое решение, выступает Подкомиссия, членами которой являются Минфин, Министерство экономического развития, ЦБ и администрация президента РФ.
Подкомиссия рассматривает сделки и операции, совершаемые между недружественными нерезидентами (а также подконтрольными им лицами) и резидентами РФ, между недружественными и дружественными нерезидентами, а также между недружественными нерезидентами. При этом под недружественными нерезидентами понимаются, в частности, лица, зарегистрированные в государствах, включенных в список недружественных (в настоящее время это 49 юрисдикций). Под дружественными нерезидентами понимаются все остальные иностранные лица, не связанные с недружественными государствами.
Для целей контрсанкционных указов понятие резидента используется согласно валютному законодательству: таким образом, например, граждане РФ, имеющие иное гражданство, или иностранный гражданин, имеющий вид на жительство в РФ, являются резидентами. Вместе с тем указанный подход может быть неприменим для Указа №520, который предписывает выдачу специального решения президента РФ на совершение сделок и операций в отношении определенных обществ.
Предметом регулируемых сделок являются ценные бумаги, включая облигации и депозитарные расписки, доли, недвижимость, права, объекты интеллектуальной собственности, а также любые производные финансовые инструменты (деривативы). Под контрсанкционное регулирование также попадает исполнение ранее заключенного договора, если платежи осуществляются в пользу недружественных нерезидентов, редомициляция в дружественную юрисдикцию, ликвидация, вклад или увеличение уставного капитала, внутригрупповые сделки без смены контроля бенефициара, а также ряд сделок, совершенных после 22 февраля 2022 года. Контрсанкционные ограничения применимы также к возврату займов, выплате дивидендов, распределению прибыли в пользу недружественных нерезидентов.
Обязательными условиями согласования сделок по отчуждению активов недружественными нерезидентами являются: дисконт не менее 50% от стоимости оценки, произведенной оценщиком, и подтвержденная СРО (оба должны быть из списка рекомендованных Минфином); взнос в бюджет в размере 15% от стоимости оценки; установление KPI по объему производимой продукции, выручки, количеству сотрудников и прочим показателям; рассрочка платежа или возврата займа, в том числе для закупки валюты в рамках лимита в размере $1млрд в месяц, установленного для сделок по выходу нерезидентов.
Среди условий, которые также могут быть определены Подкомиссией, числятся: расчеты с использованием счетов, открытых в российских кредитных организациях или, наоборот, иностранных кредитных организациях в зависимости от условий расчета по сделке и исключения влияния на российский финансовый контур; размещение на организованных торгах до 20% акций публичного акционерного общества в течение трех лет в случае приобретения акций, реорганизации, делистинга; обратный выкуп в течение двух лет; зачисление денежных средств на счет типа С, определенная цена выкупа акций у миноритариев; исключение иностранных лиц из структуры владения активом; предоставление Российской Федерации преимущественного права покупки активов, если в периметре сделок есть стратегические предприятия. В основном покупателями являются финансовые или отраслевые участники рынка, иногда менеджмент компаний, чьи акции продаются.
Для сделок и операций, не влекущих за собой смену контроля со стороны текущих бенефициаров, предусмотрены послабления, в том числе в части выплаты взноса в бюджет. Также сформирована успешная практика по вопросам выплаты дивидендов и распределения прибыли при соблюдении определенных условий (в настоящее время пока не рассматриваются Подкомиссией).
В случае, если речь идет о реализации финансовых инструментов, приобретенных после 1 марта 2022 года у недружественных резидентов, текущая политика направлена на пресечение спекулятивного характера сделок и запрет реализации ценных бумаг на рынке.
Подкомиссия может выдать разрешение в следующих случаях: выручка от реализации локализованных ценных бумаг будет использоваться для реализации инвестиционных проектов на территории РФ; ценные бумаги передаются в залог российскому банку в рамках предоставления кредитов на обеспечение деятельности заемщика или рефинансирования задолженности; локализованные ценные бумаги передаются в доверительное управление или обмениваются на ОФЗ; осуществляется взаимозачет по обязательствам контрагентов.
По предварительным подсчетам, общее количество сделок, в отношении которых приняты решения за истекший период, составило около 1,3 тыс., одобренных вопросов по дивидендам и распределению прибыли и финансовым инструментам — около 600, а общая сумма одобренных сделок и операций превысила $20 млрд.