Голос Большого шлема
Умерла Анна Дмитриева
На 84-м году жизни после продолжительной болезни скончалась Анна Дмитриева, выдающаяся спортсменка и великий спортивный комментатор. В прошлом уже очень далеком она была примой отечественного тенниса, открывавшей для страны Wimbledon. В прошлом позднесоветском добилась появления считавшегося слишком элитарным и камерным вида на центральных каналах. А в 1990-е создавала новое российское спортивное телевидение, превратившись в один из главных его голосов, тихий, но удивительно убедительный и родной.
24 июня 1964 года. Wimbledon. Первая ракетка СССР Анна Дмитриева на Центральном корте Всеанглийского клуба лаун-тенниса и крокета
Фото: George W. Hales / Fox Photos / Hulton Archive / Getty Images
Анна Владимировна Дмитриева родилась 10 декабря 1940 года в Москве в семье главного художника МХАТа Владимира Дмитриева и актрисы Марины Пастуховой. Теннисом начала заниматься в 12 лет. 18 раз выигрывала чемпионаты СССР в одиночке, паре и миксте, причем четыре года (1959, 1961, 1962, 1964) побеждала во всех трех разрядах. Входила в десятку сильнейших теннисисток СССР (1957-1972) и пять раз возглавляла её (1959, 1961-1964)
Фото: РИА Новости
В 1958 году Анна Дмитриева приехала на Wimbledon в составе первой советской делегации — и сразу же дошла до финала юниорского турнира. В 1960-м — опять-таки, первой из наших теннисисток — пробилась в четвертый круг главных соревнований. Ее лучшие результаты на турнирах Большого шлема — полуфиналы Wombledon (1963) и Roland Garros (1967) в парном разряде и четвертьфинал Wimbledon (1967) в миксте
Фото: Terry Disney / Central Press / Hulton Archive / Getty Images
В конце 1974 года заслуженный мастер спорта Анна Дмитриева, окончившая французское отделение филологического факультета Московского государственного университета (МГУ), приходит на работу в главную редакцию спортивных программ Гостелерадио СССР. На фото (слева направо): советские спортивные телекомментаторы Владимир Рашмаджан, Людмила Титова, Евгений Майоров, Лариса Петрик, Нина Еремина, Владимир Маслаченко, Анна Дмитриева, Александр Иваницкий и Наум Дымарский в 1978 году
Фото: Игорь Уткин / Фотохроника ТАСС
Первый прямой эфир Анна Дмитриева провела в середине лета 1975 года, комментируя чемпионат СССР по бадминтону. С 1976 года она регулярно выступала как комментатор и вела новости спорта в телевизионной программе «Время». На фото: Анна Дмитриева (справа) с заслуженным мастером спорта СССР, чемпионкой мира по баскетболу (1959) телекомментатором Ниной Ереминой (вторая слева) в студии Центрального телевидения в 1983 году
Фото: Игорь Уткин / РИА Новости
«Она была моим любимым комментатором, великим профессионалом своего дела, образованным, интеллектуальным человеком, знающим свою профессию, редкого ума и обаяния. Я очень ее любила. Таких, как она, теперь нет»,— вспоминает Анну Дмитриеву знаменитый тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова. На фото: Анна Дмитриева берет интервью у будущей олимпийский чемпионки и рекордсменки мира в прыжках в высоту болгарки Стефки Костадиновой на Играх Доброй воли, проходивших в 1986 году в Москве
Фото: Юрий Сомов / РИА Новости
Вторая половина июня для Анны Дмитриевой всегда была особенным периодом. В это время начинался главный в теннисе турнир, а в ее жизни слишком многое с Wimbledon было связано.
В советском спортивном ландшафте теннису отводилась довольно специфическая роль — увлечения для богемы в самом широком смысле: политической, культурной, спортивной. Увлечения для членов Политбюро, театральных и экранных звезд, космонавтов и чемпионов мира по шахматам. Такого разрешенного островка буржуазности и лоска, который элита трепетно любила, не решаясь, однако, пустив в массы, все-таки придать ему тот же статус, что и «народным» спортивным развлечениям вроде футбола или хоккея. Происхождение Анны Дмитриевой для тенниса было вполне подходящим: отец, Владимир Дмитриев,— главный художник МХАТа, отчим, Кирилл Молчанов,— композитор, мать, Марина Пастухова,— актриса.
А на талант обратил внимание британец Фред Перри, теннисная икона, приехавший в Москву в 1957 году посмотреть, как играют теннисисты из СССР, и сразу выделивший 16-летнюю девчонку из «Динамо» с ее тонким пониманием игры.
Перри оказался в числе тех, кто окончательно убедил открыть для отечественного тенниса, варившегося в собственном соку, границы тех, кто за теннис и границы отвечал. В 1958 году делегация СССР впервые приехала на Wimbledon, а в центре внимания на лондонских кортах, в священном теннисном храме, очутилась Дмитриева, выступившая в юниорском турнире. В нем девушка-загадка добралась до финала, уступив лишь американке Салли Мур.
Спустя год Анна Дмитриева, тоже первой из советских теннисистов, участвовала уже во взрослом Wimbledon, а в 1960-е все привыкли к ее присутствию и на остальных турнирах Большого шлема — во Франции и США.
На них она была совсем неплоха. В одиночном разряде доходила до 1/8 финала, доставляя проблемы даже таким знаменитым соперницам, как Франсуаза Дюрр или Маргарет Смит, в миксте, в котором ее напарником был Александр Метревели, гораздо позже — верный напарник уже по теннисным репортажам и паре, еще дальше. В международной тусовке ее воспринимали как свою. Рода Лейвера, австралийскую легенду из легенд, 11-кратного победителя «мейджоров», Дмитриева называла приятелем, в котором, правда, поначалу, еще не зная, чего он добьется, видела «никудышного молодого человека».
Сама Анна Дмитриева в своей собственной карьере могла бы, видимо, добиться и чего-то намного большего, если бы не эта специфика отношения к теннису на ее родине — со строго лимитированными выездами за рубеж, запретом встречаться с представляющими оплот апартеида южноафриканцами и истекающими до финальных матчей визами. Зато, уйдя из тенниса 18-кратной чемпионкой СССР, успев посвятить ему книгу, Дмитриева раскрылась в выбранной вслед за прощанием с ним профессии еще ярче, чем в прежней.
В 1991 году Анна Дмитриева перешла на работу на Российское телевидение (РТР), а в 1993 году — на телеканал НТВ. С 1996-го по 2004 год она — заместитель руководителя и художественный руководитель канала «НТВ-Плюс Спорт». Затем до 2010 года возглавляла дирекцию спортивных каналов ОАО «НТВ-Плюс», сменив на этой должности скончавшегося Алексея Буркова. На фото: Анна Дмитриева и двукратный (1964, 1968) олимпийский чемпион по хоккею Борис Майоров, который работал телекомментатором на НТВ
Фото: Игорь Уткин / ИТАР-ТАСС
Во время руководства телеканалом «НТВ-Плюс Спорт» Анна Дмитриева воспитала целое поколение спортивных комментаторов, ярчайшими представителями которого стали Василий Уткин и Юрий Розанов. На фото: Анна Дмитриева с Василием Уткиным и бывшей ведущей программы «Сегодня» Татьяной Митковой в 2004 году
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин
В середине 1980-х годов, воспользовавшись знакомством с сыном Андрея Громыко, Анна Дмитриева добилась начала трансляций на СССР матчей Уимблдонского турнира. До последнего дня своей жизни она оставалась преданной своему любому виду спорта — теннису. На фото: Анна Дмитриева на Кубке Кремля в московском спорткомплексе «Олимпийский» в 1993 году
Фото: Виталий Савельев / РИА Новости
На протяжении многих лет Анна Дмитриева и заслуженный мастер спорта СССР, финалист Wimbledon (1973) Александр Метревели составляли самый яркий и компетентный дуэт в российском спортивном телевизионном эфире. На фото: Анна Дмитриева с Александром Метревели и президентом Федерации тенниса России (ФТР), членом Международного олимпийского комитета (МОК) Шамилем Тарпищевым во время церемонии объявления лауреатов Зала российской теннисной славы в 2014 году
Фото: Коммерсантъ / Сергей Вишневский
Заслуженный мастер спорта (1964), Заслуженный работник культуры РФ (2007) Анна Дмитриева скончалась 24 июня 2024 года после продолжительной болезни. Свою книгу «Играй в свою игру», вышедшую в 1972 году в серии «Спорт и личность» издательства «Молодая гвардия», она начала словами: «Я не хочу никого убеждать: играйте в теннис и только в теннис. Когда кто-то всерьез доказывает, что нет ничего прекраснее, чем его любимый вид спорта, становится просто скучно. Я могу лишь рассказать все, что знаю про теннис и как я сама играла в него»
Фото: Коммерсантъ / Валерий Левитин
В середине 1970-х выпускница филфака МГУ устроилась на Гостелерадио СССР, став спортивным комментатором. В этой сфере тогда царил Николай Озеров, еще один замечательный теннисист, который, правда, тяготел к жанрам как раз «народным» — футболу и хоккею.
А Анна Дмитриева не оставляла безнадежных, казалось, попыток подарить элитарный, богемный и немножко чуждый, по странному убеждению чиновников, вкусам советских трудящихся теннис миллионам. И они, как ни странно, ей удавались.
Еще на заре своего телевизионного творчества она как-то умудрилась пробить программу про Wimbledon, а в 1980-е, воспользовавшись знакомством с сыном Андрея Громыко, пробила и трансляции из теннисного храма — ужатые до предела на «первой кнопке» и почти полноценные, пусть и без комментария, на четвертой, для учащихся, заполнив лондонскими матчами образовавшуюся, как обычно, во время каникул, паузу. И взрыв популярности тенниса, последовавший вскоре, связан, скорее всего, не только с хобби первого президента России и энтузиазмом тренировавшего его Шамиля Тарпищева, но и с взрослением целого поколения, с помощью Дмитриевой узнавшего по тем трансляциям о том, чем форхенд отличается от бэкхенда, стиль Пэта Кэша от стиля Ивана Лендла и почему Борис Беккер, Мартина Навратилова и Штеффи Граф — уникальные в спорте явления.
За этим взрывом, за его грандиозными последствиями в виде появления отряда шикарных, на все, в том числе покорение турниров Большого шлема, способных игроков, представляющих независимую Россию, она уже наблюдала в ином качестве — одного из руководителей «НТВ-Плюс», создательницы — вместе с Алексеем Бурковым — его спортивной редакции и нового спортивного телевидения новой страны в принципе, умевшей с ходу разглядеть идеально подходящий для него дар в самых разных людях — от далекого от спорта филфаковца Василия Уткина до великого тренера из фигурного катания Татьяны Тарасовой, сама оставаясь очень особенным комментатором.
Это была, кажется, приобретенная на генетическом уровне вместе с богемными генами уникальная, никому, кроме нее, не доставшаяся способность — не разрывая эфир надрывом, беря долгие паузы во время розыгрышей, но все равно загадочным образом поднимая градус эмоций, отмечать своим негромким, но поразительно убедительным голосом только по-настоящему важное, по-настоящему цепляющее и волнующее. Такое, без чего не обойтись, в отличие от навязчивого, напускного пафоса, лишнего и в мгновения большого счастья после, скажем, выигранного сборной России финала Кубка Дэвиса. Его нотки в удивительном голосе Анны Дмитриевой не могли проступить даже в прочитанных перед финалом Wimbledon строках из «Завещания сыну» Киплинга: «Не становись рабом мечты, мечтая, / Дай светлым мыслям крылья и простор, / Триумф и поражение встречая, / Прими спокойно славу и позор».
У нее все каким-то образом, как удар теннисного чемпиона, ложилось ровно в линию, ни сантиметра в сторону.
Последние несколько лет Wimbledon стартует чуть позже, чем обычно. В этом году — 1 июля. Он будет первым за шесть с половиной десятилетий, оставшимся без Анны Дмитриевой.