«Весьма крутой опыт»: пересадка почки бодрствующему человеку

Широкий шаг на пути помощи людям, которым не показан общий наркоз

Джону Николасу наскучило молчание, и он спросил врачей, начали ли они уже операцию. Прелесть этой ситуации в том, что операцию делали самому Николасу и это была сложная операция пересадки почки.

Фото: Shelby Lum / AP

«В какой-то момент во время операции я спросил: “Следует ли мне ожидать, что подействует спинальная анестезия?” — вспоминает 28-летний Николас.— К тому времени врачи уже проделали большую часть работы, а я совершенно этого не заметил. Действительно, никаких ощущений».

Николас живет в Чикаго. Он первый человек, кому в больнице Northwestern Medicine сделали трансплантацию почки, не вводя его в глубокий наркоз. Вместо обычной общей анестезии врачи сделали ему одну инъекцию спинномозгового анестетика, чтобы обезболить Николаса, и позволили ему оставаться в сознании.

По словам врачей, этот новый вариант может сделать трансплантацию доступной для пациентов, чье состояние здоровья делает рискованным общий наркоз.

Это также может существенно сократить продолжительность пребывания пациента в больнице после трансплантации.

Николас вышел из больницы на следующий день после успешной операции. Обычно пациенты, перенесшие трансплантацию почки, проводят в больнице два-три дня.

«В операционной это был невероятный опыт — показать пациенту, как выглядит его новая почка, прежде чем поместить ее в тело,— рассказывает Сатиш Надиг, хирург-трансплантолог и директор Центра комплексной трансплантации Northwestern Medicine.— Другой интересный момент заключается в том, что пациента удалось выписать домой менее чем за 24 часа, что фактически делает эту процедуру амбулаторной. Мы надеемся, что трансплантация почки под субдуральной анестезией снизит риски, связанные с общей анестезией, а также сократит время пребывания пациента в больнице».

Хирургическая бригада, оперировавшая Николаса, выполнила трансплантацию почки менее чем за два часа, используя анестезию, аналогичную той, которая применяется при кесаревом сечении. «Это было даже проще, чем кесарево сечение,— радуется Висенте Гарсиа Томас, руководитель отделения анестезиологии Northwestern Medicine.— В случае Джона мы сделали одну инъекцию и ввели ему немного седативных средств для комфорта. Это было невероятно просто и обошлось без происшествий».

У Николаса не было никаких рисков для здоровья, которые бы запрещали общую анестезию, и у него не было никакой фобии по этому поводу. Фактически его возраст и отсутствие факторов риска сделали его идеальным кандидатом для участия в медицинском эксперименте, и Николас ухватился за эту возможность.

«Это был довольно крутой опыт — знать, что происходит в реальном времени, и осознавать масштабы того, что они делают»,— сказал Николас.

Проблемы с почками начались у Николаса в 16 лет. Причина хронического воспаления почек так никогда и не была найдена, а их функциональное состояние быстро ухудшалось. Ему удавалось избегать диализа до поры до времени, но недавно его почки просто отказали, и стало ясно, что ему требуется трансплантация.

Мама Николаса изначально планировала стать его донором, но это не удалось: ей был поставлен диагноз рак молочной железы. Тогда Николас обратился к друзьям детства, которых знал еще с начальной школы в Сионсвилле, пригороде Индианаполиса. Один из них, Пэт Уайз, вспоминает, как получил от Николаса сообщение: «Мой врач говорит, что мне пора начать поиск доноров почек». Уайз говорит, что на некоторое время замер, уставившись в телефон, но тем же вечером заполнил все необходимые формы. «Джон — мой друг, ему была нужна почка, а у меня как раз было две»,— смеется Уайз.

Больные почки не позволяли Николасу есть ничего соленого — а теперь, с новой почкой, он может позволить себе пиццу. А еще он мечтает покататься на велосипеде по Чикаго.

Northwestern Medicine планирует сделать подобные оперативные вмешательства доступными для пациентов, которым не может быть проведена общая анестезия.

Ольга Грибова, по материалам Northwestern Medicine

Вся лента