Дорого, но не богато
Почему на Кубани цены на ювелирные изделия растут, а число производителей сокращается
Объемы продаж ювелирных украшений на Кубани увеличились на 27% за первый квартал текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Средний чек в регионе за этот период также вырос на 13%. Эксперты рынка говорят, что цена на драгметалл растет постоянно, из-за чего стоимость изделий будет повышаться пропорционально. Однако из-за ужесточения правил контроля продаж количество производителей в регионе продолжит снижаться.
Позолотили ручки
Как следует из данных, предоставленных «G» в аналитическом центре ювелирной сети Sokolov, по итогам первого квартала 2024 года рынок ювелирной розницы Краснодарского края в денежном выражении превысил 4 млрд руб., что на 27% выше показателей аналогичного периода прошлого года. В ювелирной сети уточняют, что в столице региона Краснодаре объемы продаж увеличились на 30% и составили за январь—март этого года 1,3 млрд руб.
В стране продажи увеличились за этот период в годовом исчислении на 32,8%, до 106,5 млрд руб. По итогам 2024 года рост продаж украшений в России ожидается примерно на 20%, добавляют эксперты Sokolov.
Первый квартал — традиционный период повышенного спроса в ювелирной рознице, так как на него приходятся гендерные праздники 23 февраля и 8 Марта, а также День всех влюбленных 14 февраля.
В Sokolov отметили, что в первые три месяца текущего года в среднем на покупку украшений жители Краснодара тратили 10,2 тыс. руб., что на 20% больше, чем в начале прошлого года. В целом в Краснодарском крае средний чек вырос на 13% и достиг почти 10 тыс. руб. По России средний чек на покупку ювелирных изделий ниже — 8,7 тыс. руб., рост относительно января—марта прошлого года составил 17%.
«Драйвером роста рынка стало резкое увеличение онлайн-продаж ювелирных изделий, доля которых в России выросла с 23% на начало года до 28% в марте. Кроме того, в России продолжает расти доля бюджетных серебряных украшений в продажах, она достигает уже 75%. На возросший спрос также наложилось увеличение среднерозничных цен, обусловленное ростом учетной цены ЦБ РФ на золото на 12% за первый квартал, до 6,6 тыс. руб. за грамм»,— рассказал директор розничной сети Sokolov Максим Чижов.
Украшения набивают цену
В ближайшее время розничные цены на драгоценные украшения будут расти пропорционально биржевой стоимости металла, прогнозируют краснодарские ювелиры.«Цены на ювелирные изделия в Краснодарском крае, как и в России в целом, зависят от нескольких факторов: стоимости драгметаллов, расходников и оборудования, а также спроса со стороны покупателей. Золото и серебро постепенно растут в цене, что соответственно сказывается на росте розничных цен»,— говорит генеральный директор сети «Нео ломбард» Марина Бражникова.
Она отметила также, что с 2022 года производители ювелирных изделий столкнулись с дефицитом расходных материалов и оборудования, которые ранее поставлялись из-за границы. Поэтому доставка, обновление и обслуживание такого оборудования стало дороже, что тоже сказывается на росте розничных цен на изделия.
Управляющий ювелирного ателье Goldness Екатерина Бондаренко также связывает рост цен на украшения с увеличением издержек на производство: «Растет цена на инструменты и расходные материалы, увеличивается заработная плата. Кроме того, из-за новых правил, возможно, ювелирам придется приобрести новые кассы и программное обеспечение».
Руководитель краснодарской ювелирной компании Goldwork Studio Гурген Семерджянц, занимающейся производством индивидуальных украшений, отмечает, что в ближайшее время не стоит ожидать снижения цен на ювелирные украшения, так как вместе с повышением базовой стоимости сырья возрастает и цена на изготовление изделий. При этом он добавляет, что за последние два года в его компании нет спада в продажах. «Наоборот, можно сказать, что клиентов стало больше из-за сложностей с выездом за границу»,— говорит господин Семерджянц.
Однако он отметил, что ювелирные изделия, изготовленные по индивидуальному заказу, в среднем стоят дешевле, чем украшения в сетевых магазинах. Это спикер связывает с затратами, которые несет владелец помещений: выплаты налогов, содержание объекта и заработная плата сотрудникам.
Малый бизнес на вес золота
С 2022 по 2024 год на Кубани число организаций, занимающихся производством и продажей ювелирных изделий, сократилось на 13%, следует из данных сервиса для проверки контрагентов «Контур.Фокус», передает «РБК Краснодар». Так, в 2022 году количество таких производств в регионе составляло 276, а на начало 2024 года снизилось до 240. По словам опрошенных экспертов, уходу малых игроков с рынка способствовали отмена упрощенной системы налогообложения, введение системы контроля ГИИС ДМДК (государственная интегрированная информационная система драгоценных металлов, камней и изделий из них), а также введение обязательной маркировки.«Чаще всего малые предприятия — это один или два мастера-ювелира, которым освоить ведение дела по новым правилам физически невозможно, так как для "работы руками" времени не остается. Кроме того, остро стоит вопрос найма квалифицированного сотрудника: таких в Краснодарском крае почти нет, а высокая оплата их труда непосильна для индивидуальных предпринимателей»,— говорит Екатерина Бондаренко.
По ее словам, розничные магазины не могут конкурировать по стоимости украшений с сетевым масс-маркетом из-за их постоянных распродаж в 50–70% и ликвидации товара. Эксперт считает, что приравнивать малый бизнес к сетевым гигантам и ставить их в одни условия нельзя, в таких реалиях количество ювелирных предприятий на Кубани «будет идти только на понижение».
«С начала 2023 года вступил в силу закон об изменении налоговых режимов для предприятий ювелирной отрасли. В первую очередь увеличение налоговой нагрузки, а также расходов на администрирование налогового законодательства почувствовали на себе малые предприятия, такие как мы. Как следствие, это все существенно увеличило издержки производства, и рост стоимости грамма ювелирного изделия не заставил себя ждать»,— отмечает госпожа Бондаренко.
Еще одной из главных проблем рынка Гурген Семерджянц называет отсутствие концепции производства ювелирных украшений в России. По его словам, в крупных сетевых магазинах ассортимент повторяется десятилетиями.
«В России нет целенаправленного развития производства ювелирных изделий. К сожалению, новое качество наша промышленность представить не может. Это происходит из-за того, что драгоценные украшения выгоднее производить в коммерческих интересах и получать прибыль здесь и сейчас, чем нанимать дизайнеров, создавать свой бренд и узнаваемый стиль»,— говорит господин Семерджянц.
Кроме того, эксперты ювелирного рынка опасаются ужесточения в регулировании продаж изделий, которое может вступить в силу уже в этом году. Речь идет о предложении замглавы общественного совета при Роспотребнадзоре Олега Павлова, который обратил внимание на продажу на маркетплейсах украшений из драгметаллов, не зарегистрированных в ГИИС ДМДК. Минфин заявил, что планирует проверять легальность розничных продаж ювелирных изделий, в том числе дистанционным способом, с помощью универсального транспортного модуля (УТМ). Программное обеспечение позволит автоматически регистрировать операции в ГИИС ДМДК. Вопрос внедрения программы сейчас прорабатывается.
«Внедрение УТМ — своеобразная онлайн-проверка легальности операции с ювелирным изделием. Это очередной законопроект, который ужесточает правила ведения бизнеса, а также потребует дополнительных немалых финансовых вложений для приобретения этого программного обеспечения. В итоге поднимется цена у производителя, значит, и у розничного магазина»,— комментирует Екатерина Бондаренко.
По словам руководителя краснодарской ювелирной сети Best Gold Марии Сухомлиновой, государству необходимо пересмотреть правила регулирования рынка, чтобы «малый бизнес в этом секторе окончательно не исчез».
«В России сильно пережали с контролем, посчитав, что в нашей отрасли много контрафакта. Поэтому и ликвидируются небольшие компании и идет снижение количества как среди производителей, так и среди розничных торговцев. Не стоит так жестко подходить к регулированию сектора. Для поддержки ювелиров необходимо разработать программы льготного кредитования по аналогии с IT-отраслью. Сейчас ставки для большинства предпринимателей в нашей нише недоступны, они не окупаются с коммерческой точки зрения»,— считает Мария Сухомлинова.
Оперативные новости «Ъ» из регионов Кубань, Адыгея, Крым в Telegram