Потенциал комплексной логистики

Почему российский бизнес переходит на логистическую модель 3PL

В настоящее время рынок комплексной логистики динамично развивается. Драйвером выступают стремительный рост онлайн-торговли, расширение розничных ритейлеров, а также новые возможности, такие как автоматизация складов, расширение автопарка и самих операторов — транспортно-логистических компаний. Эксперты уверены, что в ближайшие годы спрос на комплексные складские услуги и перевозки со стороны бизнеса будет только расти.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Рост объемов рынка 3PL-логистики

Спрос на комплексные складские услуги (3PL) последние три года увеличивается на 22–25% ежегодно, приводит статистику директор высшей школы экономики и бизнеса РЭУ имени Плеханова Дмитрий Завьялов. Под 3PL (third party logistic — третья сторона логистики) подразумевается вид услуг, при котором оператор выступает в качестве посредника между грузовладельцем и получателем. Он занимается комплектацией, управлением, хранением и перевозкой груза. Как правило, комплекс 3PL-услуг — это индивидуальное предложение, где условия обговариваются с каждым клиентом.

По словам эксперта, драйвером развития сегодня являются интернет-торговля и продвижение услуг фулфилмента.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

«Если раньше компании выбирали, отдать ли на аутсорс только транспортировку или только складское хозяйство, то сейчас растет спрос именно на комплексные услуги. Помимо этого, эффективность логистики все больше зависит от качества работы с данными, использования продвинутой аналитики, интеграции алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта для интегрированного планирования. Заниматься этим, если в компании логистика является вспомогательным процессом, конечно, можно, но специализированные компании сделают это лучше и быстрее. Фактически 3PL-операторы продают "лучшие практики", свой опыт, а также технологические решения. Ведь если рассматривать складской сегмент, то здесь постоянно растет спрос на роботизированные и автоматизированные решения, что позволяет снизить зависимость от человеческого фактора, снизить число ошибок и повысить производительность труда»,— поясняет эксперт.

Тренд на постепенный переход на услуги 3PL и передачу на аутсорс выполнения логистических операций актуален в силу нескольких причин. Одни компании хотят сосредоточиться на основных бизнес-процессах, отдав на сторону вспомогательные. Другие — за счет привлечения провайдера повысить эффективность логистики, снизив затраты на складирование, перевозки и обработку заказов.

В пресс-службе «Деловых Линий» заметили, что спрос в целом по комплексным складским услугам в первом квартале 2024 года увеличился на 28% (включая услуги хранения, транспортировки) по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

Лидерами по увеличению объемов логистики, по данным оператора, стали Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и Екатеринбург.

До 19% сокращения издержек

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Опрошенные игроки рынка отмечают одну из основных причин выбора комплексных складских услуг — оптимизацию расходов на содержание собственных складских площадей и техники в регионах присутствия, сокращение издержек на содержание складского персонала и штата логистов.

«Затраты на логистику занимают большую долю в расходах (по некоторым расчетам, от 11 до 19% в структуре издержек). В условиях снижения значимости фактора товарного наличия эффективность логистики играет роль в формировании клиентского опыта и поддержании рентабельности. Оптимизация логистических издержек в условиях усложняющихся цепочек поставок требует высокой квалификации и опыта, а это требует инвестиций. Компаниям проще работать с внешними логистическими операторами, которые могут предложить качественный сервис по приемлемой цене»,— поясняет директор проектов Arthur Consulting Николай Назаров.

Используя комплексные складские услуги 3PL-операторов, компании могут достаточно оперативно подстраиваться под свои потребности в складских площадях, максимально быстро запускать проекты в различных регионах, обеспечивать максимальный сервис по доставке товара до конечного потребителя.

Например, оператор «Деловые Линии» предоставляет складские площади (96 тыс. кв. м) с обученным персоналом, складской техникой и современной системой управления складом по всей России. «Часто наши клиенты имеют несколько каналов сбыта: они могут поставлять товары одновременно в сети магазинов, на маркетплейсы и так далее. У каждого из них свои требования к транспортировке груза, в каком виде и объеме он должен доехать до получателя, а также сжатые сроки. Для управления же складами мы используем систему WMS TopLog, которая позволяет автоматизировать операции, вести почасовой учет загруженности персонала и настраивать индивидуальные отчеты по движению товаров для каждого клиента. Например, по итогу декабря 2023 года точность сборки заказов составила 99,7%»,— рассказывают в пресс-службе.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Из позиции удобства

3PL-операторы, как правило, организуют перевозку товаров от места производства до конечного пункта назначения, используя различные виды транспорта. Услуга включает выбор оптимального маршрута, координацию грузоперевозок, контроль за выполнением графика, мониторинг перемещения грузов и обеспечение своевременной информации о статусе доставки.

Таким образом, бизнесу удобна комплексная логистика от оператора как возможность быстрого развертывания услуги во всех городах присутствия и возможность управлять товародвижением на складе и перевозками онлайн. Компании не нужно вкладывать капитал в развитие автопарка, приобретение или аренду складов, не придется организовывать логистику для каждого этапа доставки, привлекать подрядчиков для выполнения работ. Достаточно просто контролировать единственного исполнителя, а не несколько компаний.

По данным исследования «ГидМаркет», предложение на рынке 3PL-логистики в России формируют около 100 игроков рынка, среди которых на 3PL-услугах специализируются крупные региональные, федеральные, а ранее и международные компании. К остальным операторам рынка можно отнести транспортные компании, которые, помимо основных транспортно-логистических услуг, оказывают и услуги в сегменте 3PL, но у большинства компаний перечень этих услуг ограничен. Как правило, региональные транспортные компании оказывают услуги по ответственному хранению, таможенному оформлению, упаковке и отправке товара. Таким образом, насыщенность рынка 3PL-логистики в России можно оценить как среднюю.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

С желанием выйти на новые рынки

Сейчас в комплексной логистике наиболее заинтересованы производители автозапчастей, товаров повседневного спроса и промышленного оборудования, а также средний и крупный бизнес с широким перечнем номенклатуры, поясняет начальник отдела логистики ООО «РКБ» (поставщик кабельной и электротехнической продукции) Дмитрий Андрианов.

«Обычно таким компаниям необходим весь спектр складских работ: от фасовки мелкоштучного товара до упаковки заказов под требования маркетплейсов. Комплексная логистика также подходит клиентам, которые хотят быстро выйти на новые рынки сбыта или увеличить площади для хранения под растущий объем товарооборота»,— говорит спикер.

«Самый частый пример использования 3PL — когда вдруг оказалось, что ваш логистический оператор имеет возможности для отгрузок по всей стране, например, на Дальний Восток, а вы как раз тестируете гипотезы по продвижению в другие регионы. Передавая оператору пробную партию товара на дальневосточные склады, вы способствуете продвижению комплексной модели логистики»,— комментирует сооснователь и главный методолог сервиса внутренней аналитики маркетплейсов JVO Алексей Егоров.

В целом в качестве трендов комплексной логистики игроки рынка отмечают дефицит качественных складских площадей, жесткую конкуренцию за трудовые ресурсы (за работников склада, водителей) и рост конкуренции со стороны быстро растущих маркетплейсов в борьбе за вакантные складские площади и складских сотрудников.

Развитие 3PL приведет к укрупнению основных грузовых хабов, повышению рентабельности инвестиций в складскую инфраструктуру и расширению присутствия крупных операторов в пока не освоенных географиях, считает Алексей Егоров.

Эта мысль подтверждается примерами. Так, «Деловые Линии» под существующий запрос открыли в 2023 году два новых склада в Москве и один в Петербурге. Кроме того, оператор развивает кросс-докинг, входящую логистику, включая импорт товаров из Турции и Китая, а также услуги фулфилмента и управления складом клиента.

Алла Михеенко

ООО «Деловые Линии»

Реклама

Вся лента