«Гражданской инициативы» не хватило для участия в выборах
Минюст не признал полномочной конференцию партии по выдвижению кандидатов в Мосгордуму
Представители Минюста забраковали конференцию партии «Гражданская инициатива» по выдвижению кандидатов на выборы в Мосгордуму: их документов оказалось недостаточно, чтобы признать собрание правомочным. В партии готовы попробовать пройти процедуру повторно, но сомневаются, что теперь ее потенциальные кандидаты успеют собрать необходимые для регистрации подписи граждан в свою поддержку. Эксперт считает, что право блокировать выдвижение кандидатов еще на стадии партийной конференции — сравнительно новое для Минюста полномочие, позволяющее влиять на ход кампании.
Минюст не признал правомочность прошедшей на прошлой неделе конференции партии «Гражданская инициатива» по выдвижению кандидатов на выборы в Мосгордуму, об этом сообщил председатель партии Андрей Нечаев. По его словам, основанием для такого решения стало отсутствие протоколов окружных собраний, которые выдвигали делегатов на конференцию,— это не позволило представителям ведомства, присутствовавшим на конференции, сделать вывод о наличии кворума. О чем, по их словам, они уже уведомили Мосгоризбирком. «Гражданская инициатива» планировала выдвинуть на выборы в Мосгордуму четырех человек.
По словам господина Нечаева, на этой неделе партия попытается повторно провести конференцию, но времени остается мало, и не все кандидаты уверены, что при таком раскладе успеют собрать подписи (каждый из них должен собрать подписи 3% избирателей округа, в Москве это в среднем около 5 тыс. человек).
Напомним, партия «Гражданская инициатива» была создана в 2013 году при участии бывшего главы Министерства экономики Андрея Нечаева. В декабре 2017 года она выдвинула кандидатом в президенты телеведущую Ксению Собчак, которая в итоге набрала 1,68% голосов. В 2018 году Минюст отказался утвердить переименование «Гражданской инициативы» в Партию перемен и зарегистрировать ее новым председателем оппозиционера Дмитрия Гудкова (внесен в реестр иностранных агентов). На президентских выборах 2024 года кандидатом от партии был выдвинут Борис Надеждин, который получил широкую поддержку оппозиции, но не был зарегистрирован из-за того, что ЦИК забраковал собранные им подписи.
В идущей сейчас кампании Борис Надеждин не участвует, но он объявил о создании «Предвыборной платформы» для поддержки идеологически близких участников сентябрьских региональных выборов. Впрочем, по его словам, участия в коалиции потенциальных кандидатов от «Гражданской инициативы» в Москве и не предполагалось. Сейчас в нее входят представители «Яблока» и самовыдвиженцы.
Ранее сообщалось, что пока Мосгоризбирком заверил списки кандидатов в Мосгордуму, выдвинутых партиями «Единая Россия», КПРФ, «Яблоко», «Коммунисты России» и экологической партией «Зеленые». Их выдвиженцы теперь могут приступать к сбору подписей граждан в свою поддержку. Еще двум политическим объединениям — «Российскому общенародному союзу» и Партии возрождения России — в заверении списков было отказано в связи с различными нарушениями.
В марте 2022 года в закон о партиях внесли поправки, обязавшие партии не только приглашать избирком и Минюст на конференции по выдвижению списков и кандидатов, но и предоставлять им все документы, связанные с их проведением, включая внутреннюю документацию партии. Эти изменения представляли как способ уберечь партии от отказа в регистрации — такое быстрое уведомление о нарушениях в теории давало возможность их оперативно исправить до подачи документов или провести заново конференцию, не повторяя ранее совершенных ошибок.
Но на практике это, скорее, открывает дополнительные средства для блокирования участия партии в выборах, отмечает электоральный юрист Олег Захаров.
Так, по словам эксперта, в 2022 году в Белгороде на выборах гордумы Старого Оскола местный избирком отказал в заверении списка партии «Новые люди» в связи с процедурными нарушениями в ходе проведения конференции, которые зафиксировал представитель избиркома. Одни претензии касались нарушения процедуры голосования, другие — непредоставления ему документов, третьи — неверного заполнения листов регистрации делегатов, а одного из делегатов «забраковали», потому что у нее не оказалось при себе паспорта (только его копия), хотя требование о наличии этого документа у делегата партийной конференции нигде в нормативных актах не фигурировало.
Когда аналогичными полномочиями воспользуется Минюст, было только вопросом времени, поскольку они одинаковые у него и у избиркома, и сейчас «новелла выстрелила», говорит господин Захаров. Старая парадигма «хотели как лучше, а получилось как всегда» здесь сработала очень четко, заключает эксперт: вместо подсказок партиям на практике стало только больше придирок и неформальных требований. По сути к процедурам отсечения «лишних» списков в бюллетене добавилось и «нулевое чтение», заявил “Ъ” господин Захаров. Он отмечает, что после подачи документов партия получает статус участника выборов, право на открытие избирательного счета и ведение агитации – по мнению господина Захарова, эти возможности и пытаются ограничить, «чтобы уменьшить градус электоральной дискуссии».