Эхо аплодисментов
Редактор приложения «Юридический бизнес» Юлия Карапетян — о последствиях ухода из России иностранных юридических фирм
Любой форум, и XII ПМЮФ здесь не исключение,— место традиционного подведения итогов; в случае с юристами их не стыдно подбить и за полгода, ведь правовой пейзаж в стране меняется с обескураживающей частотой.
Юристы отмечают рост во многих конкретных практиках — в частности, M&A-активность в первом полугодии 2024 года оказалась немногим меньше прошлогодней. Со слов юристов, тренды на продолжение выхода иностранных компаний из российских активов, как и продолжение выхода российских инвесторов из своих активов за рубежом, сохраняются в прежнем объеме и будут выдерживать заданный темп до тех пор, пока не прекратится действие внешних и внутренних факторов, спровоцировавших их появление.
Еще одна область практики, рост которой рынок считает достойной подитога,— это банкротство. Растет число заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, как и процент удовлетворения этих исков, в то время как доля реабилитаций в текущем году снизилась до минимального уровня за всю историю наблюдений. Кроме того, новое направление (и широкие перспективы для роста) в российской судебной практике открывает и прецедентное решение Верховного суда РФ о разрешении банкротить в России иностранные компании.
Но основной итог, которому до сих пор удивляется добрая половина российской юридической общественности — не ослабевающая конкуренция между рульфами и бывшими командами иностранных юридических фирм. В начале 2022 года многие рульфы аплодировали в спины уходящим иностранным коллегам, надеясь, что тут-то и заберут у них всю клиентскую базу, не прилагая к тому особых усилий, ведь на фоне возникшего дефицита качественных услуг клиенты повернутся в сторону российских юрфирм. Однако этого не случилось.
Почему? Во-первых, потому, что значительную часть клиентской базы ильфов составляли иностранные компании, также начавшие уходить из России. Во-вторых, оставшиеся на рынке целые команды бывших российских офисов международных юрфирм по-прежнему эффективны и продолжают работать согласно привычным для них высоким корпоративным стандартам. Многие ильфы исторически обслуживали крупный российский бизнес, в том числе работающий на международных рынках, а он сохранил потребность в привычных структурах сделок и стандартах ведения переговоров и упрямо возвращается к тем командам, с которыми уже имел комфортный и результативный опыт работы. По итогу экс-ильфы заняли весомую долю рынка и составляют большую конкуренцию рульфам, которым, как ни парадоксально, стало сложнее работать в новых условиях. Отсутствие конкуренции — одна из немногих вещей, которая не сдается под напором геополитики.