«Идеальный расклад — двоевластие»
Максим Юсин — о наилучшем для Москвы исходе американских выборов
Американские избиратели отдают победу Дональду Трампу на предстоящих теледебатах с Джо Байденом. Согласно опросу социологической службы Rasmussen Report, 47% респондентов считают, что в очной дискуссии сильнее окажется бывший глава Белого дома, 37% отдают предпочтение действующему лидеру. Первые дебаты между кандидатами на президентское кресло запланированы на 27 июня. Как отмечают СМИ, Байден уже несколько дней не появляется на публике, к встрече с оппонентом он готовится в загородной резиденции Кэмп-Дэвид. Трамп же, напротив, проводит митинги своих сторонников. Обозреватель “Ъ” Максим Юсин задумался о том, какой исход американских выборов был бы наилучшим для Кремля.
Когда в интервью Такеру Карлсону Владимир Путин сказал, что предпочтительным вариантом для Москвы была бы победа на президентских выборах в США Джозефа Байдена, многие сочли это троллингом, шуткой, лукавством. В Америке прочно утвердилось мнение, что кандидат Кремля — это Дональд Трамп, что с ним российское руководство надеется договориться, что именно с ним Москва связывает надежды на подрыв единства Запада. Да и сам экс-президент периодически делает такие заявления, что их тотчас же подхватывают и с упоением тиражируют российские официальные СМИ.
Так, недавно он назвал Владимира Зеленского величайшим торговцем в истории и пообещал покончить с практикой, когда после каждого визита в США украинский лидер возвращается домой с десятками миллиардов долларов. Ну как не желать победы такому кандидату, особенно на фоне Байдена, от которого подобных сентенций Москва едва ли когда-нибудь дождется? Но есть один момент, который делает картину отнюдь не столь безоблачной.
Достаточно вспомнить, как складывались отношения между Москвой и Вашингтоном в годы президентства Трампа, чтобы избавиться от многих иллюзий.
Именно при нем были введены санкции против газопровода «Северный поток-2» и начались поставки на Украину американских противотанковых ракетных комплексов Javelin. Именно в его администрации ключевые посты занимали люди, настроенные на сверхжесткую конфронтацию с Россией, это и госсекретарь Майк Помпео, и советник по национальной безопасности Джон Болтон, и многие другие. Нечто подобное вполне может произойти и в январе 2025 года, если Трамп сумеет победить на выборах и триумфально въедет в Белый дом.
Как будут выстраиваться в этом случае отношения с Москвой, можно понять из заявления, которое сделал на прошлой неделе Роберт О’Брайен. Этот человек считается главным советником Трампа в области международных отношений и имеет все шансы занять один из ключевых внешнеполитических постов в возможной будущей администрации. По словам О’Брайена, США должны ввести «масштабные санкции» против Москвы, чего, по его мнению, не делает президент Байден, ограничиваясь полумерами.
Так что обещания Трампа остановить конфликт на Украине в течение 24 часов вполне могут остаться хлестким предвыборным лозунгом. На деле же республиканская администрация будет вести себя на российском направлении еще более наступательно, напористо, агрессивно, чем это делает сегодня команда Байдена. К этой команде Кремль во многом уже приспособился, и она в гораздо большей степени предсказуема, чем ее возможные сменщики.
А в той международной обстановке, которая складывается сейчас, предсказуемость и осторожность — едва ли не самые ценные качества. Поэтому, если задуматься о наилучшем для Кремля исходе американских выборов, приходится признать, что президент Путин не так уж сильно и лукавил, говоря о желательности победы Байдена. Другое дело, что 5 ноября в США состоятся не только президентские, но и парламентские выборы, обновятся весь состав Палаты представителей и треть Сената.
И вот здесь идеальным для Москвы вариантом было бы повторение нынешней ситуации, когда Белый дом остается под контролем демократов, а в Палате представителей (а еще лучше во всем Конгрессе) доминируют республиканцы.
Такое двоевластие заставило бы американские элиты сосредоточиться на внутренней политике, усилило бы изоляционистские настроения, снизило бы активность Вашингтона на международной арене. И главное — на российско- украинском направлении. Как это может выглядеть на практике, показала полугодовая задержка с выделением Киеву $60 млрд, которое Конгресс никак не мог согласовать, что имело весьма печальные последствия для украинских войск на поле боя.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".