Zeekr дорого дается
Насколько выгодно владеть электромобилем в России
Стоимость владения электромобилем Zeekr в России может достигать почти 800 тыс. руб. в год. В эту сумму входят расходы на страховку, обслуживание, резину, ремонт, а также потеря в цене после покупки. Таким образом, на модель Zeekr 001 за пять лет придется потратить 3,8 млн руб., подсчитали аналитики Национального агентства промышленной информации. Примерно в такую же сумму обойдется владение кроссовером Tesla Model Y. Но собеседники “Ъ FM” говорят, что в реальности цифры могут быть гораздо ниже. Однако в случае с китайскими электрокарами точно рассчитать расходы пока невозможно. Тему продолжит Владислав Викторов.
Почти 800 тыс. руб. дополнительных расходов ежегодно на китайский электрокар стоимостью 7,5 млн руб. можно считать приемлемой цифрой, если учесть, что производитель позиционирует Zeekr 001 как премиальное авто европейского качества. И, как говорят эксперты, с этими маркетинговыми тезисами можно согласиться. Тем более что аналитики НАПИ в своих расчетах используют максимальные значения.
В реальности цифры скромней, и большую часть составляют траты на страховку, отмечает вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко: «Расходы в год составляют примерно 400-500 тыс. руб., основные траты — это каско, в районе 200 тыс. руб. Само обслуживание, если годовой пробег — 15 тыс. км, составит в первые два года тоже около 200 тыс. руб. Дальше начнется значительное удорожание, потому что через три-пять лет, в зависимости от использования, часть батарей будет необходимо менять».
Это в целом сопоставимо с расходами на обслуживание, например, кроссовера Tesla Model Y или более крупного китайского гибридного внедорожника Lixiang L9, отмечают эксперты. Страховка для электромобилей всегда была дорогой, а сейчас особенно. Прежде всего, из-за трудностей с логистикой и платежами. Поэтому каско на тот же Lixiang может превышать и 300 тыс. руб. Но это опциональные траты, в отличие от техобслуживания.
И цены на него могли бы быть ниже, однако иностранные производители электрокаров официально не представлены в России, напоминает гендиректор испытательного центра «УслугиАвто» Юрий Пархоменко: «Есть пункт обслуживания в крупных городах, он является фактически монопольным, и регулирование цены на обслуживание, сейчас вольное. Нет такого, как было раньше, когда в дилерском центре, например, нормо-час был фиксированный. Если его повышали, и он не нравился клиенту, можно было позвонить официальному представительству и оставить жалобу, и все сразу приводили к единой цене. У китайцев такого нет».
По оценкам Автомобильной сервисной ассоциации, в Москве есть всего четыре профильных сервиса, специалисты которых обучены работать с электрокарами. Чем старше становится транспортное средство, тем более сложных работ оно начинает требовать. Это свойственно всем машинам на электротяге, говорят эксперты.
А вот насколько сложных, этого еще никто не знает, отмечает президент группы компаний Favorit Motors Владимир Попов: «Для того чтобы понять стоимость эксплуатации машины, надо иметь цену ее реализации через пять лет. В России нет опыта эксплуатации Zeekr, потому что их не существовало пять лет назад. На протяжении следующего года, наверное, мы сможем понять, сколько машина реально стоит после того, как потребитель решил ее поменять на какую-то другую. На сегодняшний день они все продаются с пробегом, потому что их сюда специально ввозят для частных лиц, поскольку нет официального представительства Zeekr в России».
В целом для Москвы электромобиль более экономное транспортное средство, признают эксперты. Как минимум за счет бесплатных парковок в центре города можно выгадать около 800 тыс. руб. за год и окупить стоимость владения. Возможно, это одна из причин, почему по итогам 2023-го продажи электрокаров выросли в пять раз.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".