«Musica sacra nova — недавний музыковедческий термин»
Дмитрий Буткевич — о концертах и выставках в Москве
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает, чему посвящено направление «новой священной музыки», а также о том, как сакральная тематика проявляется в творчестве композиторов и художников.
В Концертном зале им. Чайковского 27 июня состоится концерт «Musica sacra nova. От модерна к первому авангарду». В программе «Прометей» («Поэма огня») Александра Скрябина и трехчастная «Симфония псалмов» Игоря Стравинского, а еще две московские премьеры — мистерии двух ярких представителей первой русского эмиграции. Пролог к «Книге жизни» Николая Обухова и Concerto Spirituale Артура Лурье. Произведения Скрябина и Стравинского в особом представлении не нуждаются, а вот опусы двух других композиторов на родине неизвестны.
Фонд Николая Каретникова вместе с Московской филармонией при поддержке Союза композиторов уже второй год проводит концертно-выставочный проект Musica sacra nova (по-латыни «новая священная музыка») — это такой недавний музыковедческий термин, обозначающий целую сферу музыкальной жизни. Это и духовная музыка ХХ века на священные канонические и околодуховные тексты разных религий, и произведения для музыкального театра, и современная концертная музыка, в основе которой лежит сакральная тематика в самом широком смысле слова. А теперь это еще и живопись русского авангарда, близкая все тем же духовным поискам.
Прямо сейчас работают две выставки со схожей тематикой. В Музее русского зарубежья на Таганке — «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-х годов». А первый проект в недавно открытом центре современного искусства AZ/ART (новом пространстве в историческом здании XVII века на Маросейке) называется «Неочевидные пересечения» и рассказывает как раз о возможных точках сближения в творчестве советских неофициальных художников и композиторов. По мнению организаторов, дистанция почти в столетие позволяет гораздо ярче и явственнее понять смысл идеи сверхискусства и связанных с ней монументальных синтетических произведений первой трети ХХ века.