Буксующий конвейер

Ольга Никитина о перезапуске автозаводов

В понедельник, 8 июля, глава Минпромторга Антон Алиханов перезапустил экс-завод Volkswagen в Калуге. По крайней мере, министр заявил о серийной сборке автомобилей на простаивавшей с 2022 года площадке в кулуарах «Иннопрома». «Там уже началось производство, мы общались с губернатором. Переговоры были на прошлой неделе у нас с потенциальными партнерами»,— цитирует чиновника «Интерфакс».

Ольга Никитина

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Завод в 2023 году был продан «Арт Финанс» бывшего президента дилера «Авилон» Андрея Павловича и получил название АГР. И перезапуск предприятия с тех пор неоднократно мелькал в новостях — в связи с заявлениями чиновников. Губернатор Калужской области Владислав Шапша в своем Telegram-канале писал о надеждах на возобновление выпуска в 2023 году, а потом в первой половине этого года. В конце июня профсоюз АСМ АГР заявил, что руководство завода объявило «о долгожданном перезапуске» с 1 августа. Но, видимо, что-то случилось, или господин Алиханов форсировал события самостоятельно.

Возобновление работы других заводов ушедших иностранных инвесторов также не было быстрым процессом. Месяц ушел на это, кажется, только на экс-заводе Hyundai в Петербурге, также вошедшем в периметр АГР, но там выпуск идет из оставшихся от корейской компании машкомплектов. А в случае с заводом АГР в Калуге еще до конца непонятно и о каких партнерах идет речь. Даже в словах господина Алиханова те так и остались «потенциальными».

Переговоры АГР шли как минимум с Chery. АГР продолжает получать декларации соответствия на серийный выпуск автомобилей Chery T31. Согласно данным об одобрении типа транспортного средства, под Т31 скрывается Chery Tiggo 8 Pro. Речь не идет о контрактной сборке, как на экс-заводе Mercedes, отошедшем «Автодому». Потому непонятно, предполагалось ли дать моделям на АГР другой шильдик, как это произошло с Xcite с экс-завода Nissan в Петербурге, который представляет собой Chery Tiggo 7 Pro. Переговоры по этому проекту, кстати, тоже были не быстрыми: от момента, как стало известно, какая модель встанет на конвейер, до запуска прошло несколько месяцев.

Выгоды для локального офиса Chery в тиражировании схемы неочевидны: каждая перелицованная модель выпадает из их российских продаж.

Возможно, обстоятельства ухода Renault из России многому научили участников рынка. Новость о перезапуске конвейера в марте 2022 года на заводе в Москве как будто раскрутила цепочку событий, которая привела к прекращению в мае работы концерна в РФ. Что Chery, что АГР соблюдают режим тишины много месяцев, и, кажется, желание чиновников создавать позитивную повестку не находит отклика у компаний. Получается, что, хотя в автопроме Aurus позиционировался как «русское золото», настоящее золото — все-таки молчание.

Вся лента