«Ум» с резервом для развития

Жилье

В последнее время некоторые девелоперы декларируют отказ от «излишней» цифровизации жилья, полагая, что потенциальные покупатели слишком пресытились вхождением интеллектуальных устройств в их жизнь. Насколько оправданно такое сдерживание, разбирался корреспондент Guide.

Эксперты утверждают: потребители не пресытились гаджетами, а, скорее, научились ими пользоваться и очень хорошо понимают, какие нужны, а какие избыточны

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Строительные компании еще c пандемии взяли на вооружение цифровую трансформацию бизнеса. Если сначала цифровизация воспринималась застройщиками как возможность увеличить объемы продаж за счет дистанционного заключения сделки с клиентом без привязки к определенной локации, то сейчас для многих объектов это уже конкурентное сервисное преимущество.

Девелоперы начинают позиционировать жилье как в той или иной степени цифровизованное. «Однако стремление некоторых компаний перегрузить свои проекты цифровизацией не нашло отклика у массового покупателя»,— считает коммерческий директор Plus Development Елена Тарасова. По ее подсчетам, «полностью цифровизованные» проекты интересны лишь отдельным целевым группам. «Например, это молодежь от 25 до 35 лет, "продвинутый IT-сегмент"»,— говорит эксперт.

Другие целевые группы опция «Умный дом», реализуемая застройщиком, привлекает не слишком. Кому-то это кажется неоправданным удорожанием проекта, кто-то просто не склонен разбираться в технических нюансах.

Поэтому сегодня более успешной представляется «разумная цифровизация»: когда участник девелоперского рынка реализует в своем проекте необходимый минимум и создает возможности для последующего подключения тех или иных систем по желанию жильцов многоквартирного дома.

Все для удобства

Генеральный директор агентства недвижимости «КВС» Анжелика Альшаева рассказала, что ГК «КВС» разработала приложение, которое позволяет собственникам квартир управлять недвижимостью прямо с экрана мобильного телефона. «С помощью приложения "КВС для жизни" клиент может круглосуточно поддерживать связь с управляющей компанией, вызывать на дом мастеров — сантехников и электриков, — а также оценивать выполненные работы»,— подчеркнула госпожа Альшаева.

Коммерческий директор группы «Аквилон» в Санкт-Петербурге и Ленобласти Наталия Коротаевская отмечает, что системы умного дома уже неотъемлемая часть современных жилых комплексов. «Но это не просто интересная фишка, это часть системы безопасности, комфорта и экономии денежных средств жителей и их времени. Поэтому пресыщение гаджетами, возможно, стоит понимать в плане переизбытка предложения по ряду функций, которые не так уж и важны именно для качества жизни»,— обратила внимание она.

С этим согласен управляющий партнер девелоперской компании Stenoy Илья Фролов. Он считает, что часто отказ от цифровизации жилья объясняется не тем, что клиенты пресытились гаджетами, а широким распространением бесполезных и даже вредных умных устройств, которые в лучшем случае просто создают нагрузку на проект, а в худшем (и это очень распространено в новых жилых домах) — проблемы проживающим. «Так, сбой в работе лифтов вызывает пробки на 20–40 минут и не позволяет комфортно пользоваться жильем, умное освещение часто раздражает резидентов, а электрофицированные распашные двери с датчиками приближения на высоком трафике выходят из строя и их становится практически невозможно открыть вручную»,— перечисляет слабые места эксперт.

Госпожа Коротаевская добавила, что ее компания разработала систему inHOME с предустановленным пакетом функций и рядом опций, которые жители домов могут подключить по своему желанию.

«Предустановленные функции обеспечивают бесключевой доступ на территорию ЖК и в дома, в системе работает видеонаблюдение в МОПах и дворах, подключены датчики дыма, протечек, которые перекрывают воду в нештатной ситуации, датчики открытия дверей, режим standby, позволяющий удаленно отключить электропитание и прочее. Эти элементы, на наш взгляд, крайне важны, поэтому мы реализуем их во всех проектах. Остальные опции: умные выключатели, управление теплыми полами, шторами и тому подобное — жители наших домов могут выбирать или не выбирать как дополнение»,— делится с Guide коммерческий директор группы «Аквилон» в Санкт-Петербурге и ЛО.

Обязательный элемент

Директор департамента недвижимости группы ЦДС Сергей Терентьев полагает, что технологическая оснащенность и цифровизация процессов сейчас необходимое условие для эффективного управления и поддержки роста любого бизнеса, претендующего на лидерство. «Обрабатывать огромный объем информации, существующий на сегодняшний день, без автоматизации невозможно. Так что в компании этому процессу уделяется первоочередное внимание»,— рассказывает эксперт.

Генеральный директор Element Development Виталий Коробов с тем, что клиенты устали от гаджетов, не согласен. «Цифровые решения в премиальных проектах используются для повышения комфорта и безопасности жильцов. Они позволяют контролировать и автоматизировать различные функции в доме, включая освещение, микроклимат, безопасность, автоматику, мультимедиа, электрику.

Премиальные системы обеспечивают расширенный функционал, контроль территории, оповещение хозяина о событиях, а также управление домашним персоналом и сложными инженерными системами. Я полагаю, что насыщения не произойдет: с каждым годом жизнь становится все комфортнее и комфортнее. От этого устать нельзя»,— категоричен господин Коробов.

Начальник отдела цифровизации «Главстрой Санкт-Петербург» Константин Иваницкий рассуждает: «Цифровизация — закономерное развитие технологий строительства жилых комплексов и изменение представления клиента о классности жилья. Если ранее система «умный дом» была доступна только покупателям квартир премиум-сегмента, то теперь становится обязательным атрибутом в ЖК комфорт-класса. Кроме того, клиенты вследствие интенсивного повышения цифровой грамотности и распространения информационных технологий в быту выдвигают повышенные требования к "интеллекту" продуктов девелоперов»,— предупреждает эксперт.

На взгляд господина Иваницкого, эти решения оправданны, так как закрывают важные потребности жильцов в безопасности, приватности и экономии ресурсов. «Так, IP-видеонаблюдение и IP-домофония позволяют в режиме реального времени следить за играющими во дворе детьми, регулировать доступ посторонних на территорию квартала и дома, предупреждать возникновение несчастных случаев и оперативно обнаруживать нарушителей порядка»,— перечисляет начальник отдела компании «Главстрой Санкт-Петербург».

С помощью современного оснащения также можно своевременно собирать показания приборов учета воды и электроэнергии и контролировать потребление ресурсов. «Наконец, такая недвижимость — это экономия времени. С помощью приложения на телефоне или планшете жители открывают и закрывают калитки, шлагбаумы, двери и т. д. Набор опций расширяется по желанию потребителя, но не исключаю, что со временем технологии станут еще более функциональными»,— полагает господин Иваницкий.

Игнорировать нельзя

Девелоперы в сегменте комфорт-класса уже интегрируют технологии, которые позволяют дистанционно включать и выключать электричество в каждой комнате, делать свет более ярким или приглушенным, отключать розетки, отслеживать проникновение в квартиру, перекрывать горячее и холодное водоснабжение и даже подключать к телефону видеокамеру домофона и смотреть, кто звонил к вам в ваше отсутствие. Все это помогает сохранить имущество в безопасности, не допускать перерасхода воды, особенно если кран неисправен.

«Однако нельзя сказать, что для большинства покупателей цифровая инфраструктура является определяющей при покупке квартиры. Тем более что в среднем такая система стоит от 80 тыс. рублей и выше. Техноэнтузиасты могут самостоятельно оснастить дом похожими по функциональности приборами, но у самих девелоперов пока нет острой необходимости в системной установке: особых конкурентных преимуществ не получишь. Даже покупатели, которые выбрали квартиру с функциями умного дома, не включают эти функции в повседневную жизнь»,— аргументирует руководитель направления разработки продукта ГК «А101» в Санкт-Петербурге Булат Мирзаханов.

«Со временем эти технологии неизбежно будут распространяться, "умные" функции охватят больше бытовых мелочей и мы, скорее всего, просто не заметим, как это случится. Но пока массовый потребитель, как в случае с любыми другими цифровыми технологиями, в них не заинтересован»,— говорит господин Мирзаханов.

Директор по маркетингу LEGENDA Всеволод Глазунов объясняет: «На наш взгляд, потребители не пресытились гаджетами, а, скорее, научились ими пользоваться и очень хорошо понимают, какие нужны, а какие избыточны. Очевидно, что количество и доступность технологий, повышающих комфорт через цифровизацию взаимодействий в квартире, — это актуальный тренд, который нельзя игнорировать».

Вице-президент по маркетингу и продукту группы RBI Михаил Гущин считает, что все еще впереди: «Мы находимся не на том этапе развития девелоперского продукта, чтобы можно было говорить о пресыщении жителей дома цифровыми сервисами. Все же проекты, полностью оснащенные системами с искусственным интеллектом, — штучный продукт, таких примеров на рынке немного. Причем владельцы там, как правило, сами комплектуют квартиру интеллектуальными помощниками. То есть отдают себе отчет о ежедневных потребностях и понимают, какие цифровые сервисы должны их удовлетворять. Но как правило, такой индивидуальный подбор опций относится к индивидуальному же проектированию в высоких классах жилья».

Кирилл Косов

Вся лента