Конкурент сказал ФАС

Производитель БАДов с Алтая уличил фирму из Краснодара в копировании упаковки

Барнаульский производитель биологически активных добавок — компания Green Side («Грин Сайд») — обратился с жалобой в Краснодарское управление ФАС на недобросовестную конкуренцию со стороны компании «Атриум». По версии заявителя, кубанская фирма на протяжении года продавала на маркетплейсах пищевую добавку, используя упаковку, скопированную у «Грин Сайд». Рассмотрение дела назначено на конец июля. Юристы говорят, что если антимонопольный орган вынесет решение в пользу заявителя, «Атриуму» грозит крупный штраф. Кроме того, компания «Грин Сайд» может обратиться в суд за возмещением убытков, которые были причинены из-за неправомерного копирования бренда.

Если УФАС примет решение в пользу «Грин Сайд», «Атриуму» грозит штраф до 500 тыс. руб.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Как стало известно “Ъ-Кубань”, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС) рассмотрит 30 июля заявление ООО «Грин Сайд» о признаках недобросовестной конкуренции в действиях ООО «Атриум», которые выразились в копировании упаковки биологически активной добавки (БАД) «Инозит + фолиевая кислота».

Компания «Грин Сайд» основана в 2016 году. Производство расположено в Барнауле. Сфера деятельности компании — контрактное производство биологически активных добавок к пище, специализированного питания и косметики. Продукция представлена в крупнейших аптечных сетях России. Помимо контрактного производства, компания также продает продукцию под собственными брендами: Green Side, Green Side Health Care, «Алтайский травник» и др. По данным системы «Руспрофайл», учредителями общества являются Дмитрий Зимин и Илья Данилов. Выручка компании по итогам 2023 года составила 1 млрд руб., чистая прибыль — 191 млн руб.

ООО «Атриум» — производитель биологически активных добавок, бытовой химии и косметики. Общество основано в 2020 году в Краснодаре. Компания производит СТM-продукцию, предлагая услугу полного цикла: начиная от разработки рецептуры до выпуска готовой продукции под торговой маркой заказчика. На данный момент «Атриум» производит более тридцати наименований продукции общим тиражом более 300 тыс. единиц в месяц. Учредителями фирмы являются Карина Шептунова и Сергей Трофименко. Выручка компании в 2023 году составила 120 млн руб., чистая прибыль — 36 млн руб.

Из заявления следует, что компания «Грин Сайд» с 2021 года реализует через маркетплейсы Ozon и Wildberries БАД «Инозит + фолиевая кислота». В июне 2023 года на указанных торговых площадках появился аналогичный препарат от компании «Атриум», упаковка которого сходна по общему восприятию с товаром ООО «Грин Сайд».

«Товар "Инозит + фолиевая кислота" реализуется Green Side на территории всей России, имеет большой спрос, что подтверждается большим количеством реализованной продукции, а также большим количеством положительных отзывов на маркетплейсах (более 5 тыс. отзывов) <…> Спорная продукция имеет меньший рейтинг, что может нанести вред деловой репутации Green Side»,— поясняет в своей жалобе заявитель.

Кроме того, в компании «Грин Сайд» полагают, что реализация спорной продукции наносит обществу убытки в виде недополученной прибыли, так как часть покупателей приобретает товар конкурента.

«Мы направили в адрес ООО "Атриум" претензию с требованием прекратить нарушение действующего законодательства, которую они проигнорировали. Но после того как мы обратились в Краснодарское УФАС, компания "Атриум" прекратила выпуск спорной продукции. Очень надеемся на решение в нашу пользу»,— рассказали “Ъ-Кубань” в компании «Грин Сайд».

В компании «Атриум» считают, что ООО «Грин Сайд» не является обладателем каких-либо прав относительно обозначения «Инозит» и, соответственно, у общества отсутствуют правовые основания для предъявления каких-либо претензий.

«Касаемо сходных формулировок на этикетках данной продукции сообщаем, что формулировки, содержащиеся в описательной части продукции, носят информационный характер, не являются средством индивидуализации и не подпадают под категорию охраняемых объектов прав. <…> Также сообщаем, что указанная продукция в настоящий момент изъята из оборота»,— говорится в письменном пояснении ООО «Атриум» в Краснодарское УФАС.

По мнению Краснодарского УФАС России, сходство упаковок производителей ООО «Атриум» и ООО «Грин Сайд» заключается в использовании желто-белой цветовой гаммы, наименовании и описании товара, выполненных сходным шрифтом, а также в графике (знак «Венера» — слева, силуэт женщины в серо-серебряном цвете — справа) и т. д.

Адвокат Kulik & Partners Law.Economics Асия Раджабова говорит, что если УФАС примет решение в пользу «Грин Сайд», «Атриуму» грозит штраф в размере до 500 тыс. руб. (согласно ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ). «Обращение в антимонопольный орган при возникновении схожих споров, связанных с созданием смешения в глазах потребителей, является самостоятельным инструментом для защиты интересов и не требует дополнительного направления заявления в суд»,— отмечает юрист.

По словам старшего юриста АБ «Казаков и партнеры» Станислава Дабижа, ООО «Грин Сайд» вполне может обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании причиненных убытков или с иным требованием, направленным на восстановление его нарушенных прав.

«Скорее всего, иск в суд будет подан по результатам рассмотрения жалобы в УФАС и в случае удовлетворения жалобы будет направлен на взыскание убытков и компенсаций»,— считает партнер юридической компании «Варшавский и партнеры» Михаил Герман.

Наталья Решетняк

Оперативные новости «Ъ» из регионов Кубань, Адыгея, Крым в Telegram

Вся лента