Обновлено 10:30

DIY раскрутился на рукоделии

У сибиряков резко вырос интерес к товарам категории «сделай сам»

Пользователи маркетплейсов из Сибири кратно увеличили покупки товаров категории «сделай сам». Суммарный объем продаж DIY-сегмента в первом полугодии в сравнении с аналогичным периодом 2023-го в округе вырос на 64%, в денежном эквиваленте — на 75%. Средний чек также увеличился на 12%. Наибольший спрос при этом пришелся на категории «шитье» и «вязание». На динамику рынка влияет замещение иностранных брендов отечественными, считают эксперты, что позволило восстановить ассортимент после ухода с российского рынка зарубежных компаний. Кроме того, маркетплейсы продолжают забирать долю рынка у слабой региональной DIY-розницы.

Фото: Елизавета Устьянцева, Коммерсантъ

В первом полугодии 2024 года одной из наиболее динамично развивающихся категорий на маркетплейсах стали товары DIY (Do It Yourself — «сделай сам», товары для дома и ремонта»). В частности, в Сибирском Федеральном округе продажи этого сегмента увеличились на 64% в штучном и на 75% в денежном выражениях по сравнению с первым полугодием 2023 года, подсчитали для «Ъ-Сибирь» в Ozon. Средний чек также увеличился на 12%. Наибольший спрос среди сибиряков наблюдается в подкатегориях «шитье» (рост штучных продаж на 88%), «изготовление игрушек» (рост на 48%), «вышивание» (рост на 36%) и «вязание» (рост на 26%).

Из регионов Сибири наибольший рост продаж в целом по всем DIY-категориям отмечен в Красноярском крае (в количестве — на 83%, в сумме — на 94%), Республике Алтай (83% и 106% соответственно), Алтайском крае (66% и 81%), Омской области (64% и 73%), Иркутской области (63% и 75%), Томской области (62% и 66%), Новосибирской области (60% и 70%), Кемеровской области (57% и 66%), республиках Тыва (50% и 40%) и Хакасия (43% и 52%).

Аналогичную тенденцию фиксирует Wildberries. Как сообщили «Ъ-Сибирь» в пресс-службе маркетплейса, в ряде регионов СФО покупки выросли в 1,2 раза. Этот тренд компании объясняют наращиванием ассортиментной базы и масштабированием пунктов доставки. Таким образом, маркетплейсы продолжают забирать долю рынка у слабой региональной DIY-розницы и компаний, которые не успели выстроить сильную электронную коммерцию, полагает директор направления DIY, авто, товаров для дома «Мегамаркета» Илья Прокофьев.

По данным экспертов Infoline, 2023 год стал последним для положительной динамики продаж DIY-товаров в офлайне (исследование включает только товары для строительства). Продажи крупнейших сетей DIY в России в 2023 году выросли всего на 5,9%, тогда как у маркетплейсов — почти в два раза, до 112,2 млрд руб. без НДС, отмечают эксперты Infoline. В 2024-м и далее прирост будет сконцентрирован на маркетплейсах, говорится в исследовании компании. В частности, по результатам опроса в ноябре 2023 года, лишь 15% участников рынка не хотят работать с маркетплейсами, 11% готовы к партнерству с мультикатегорийными платформами, а 74% уже имеют такой опыт.

В связи с этим популярность DIY-товаров в онлайне будет только расти, комментирует директор направления маркетинговых исследований аналитического центра «Национальное агентство финансовых исследований» (НАФИ) Наталья Кузнецова. «Тема DIY очень популярна среди россиян. По последним данным, ею интересуется свыше 85% населения. За год доля увлеченных DIY выросла на 2 п.п. (22% — год назад, 24% — сейчас). Кроме того, каждый десятый житель России (8%) хочет пройти курсы по DIY-мастерству, рукоделию»,— говорит эксперт.

Аналитики полагают, что на увеличение продаж влияет развитие отечественного производства: предприятия начали создавать альтернативу иностранным материалам и откорректировали логистику. Именно это и помогло ритейлерам восстановить свой ассортимент в этом сегменте и сохранить выбор товаров для ремонта и обустройства дома после ухода иностранных брендов.

Эксперты Infoline прогнозируют дальнейший рост объема продаж в сегменте стройматериалов, товаров для дома и мебели. Наибольший рост ожидается в категории Soft-DIY (отделочные материалы) и Household (товары для дома).

Лолита Белова

Вся лента