«Проблема несанкционированных свалок является серьезным вызовом»
Эколог о попытках властей навести порядок в сфере ТКО
Сочинцы пожаловались на продавцов, которые загрязняют реку. Стихийная свалка мусора образовалась на набережной реки Сочи, которая протекает через центр города. В департаменте курортов, туризма и потребительской сферы администрации Сочи сообщили, что свалку убрали. Директор ведомства Святослав Ершов рассказал, что с 1 июня прошли рейды, во время которых выписали восемь протоколов об административном правонарушении. Эколог Евгений Витишко о попытках властей бороться с несанкционированными и официальными свалками:
«В Сочи мусорная проблема усугубляется отсутствием полигона и сложной логистикой. Собранные ТБО везут аж в Армавир, а в летние месяцы наплыв туристов превращает проблему в катастрофу. Проблема несанкционированных свалок в местах массовых скоплений людей и вблизи водных объектов тоже не новая. Она является серьезным вызовом, как для муниципальных образований различного уровня, региональных операторов, так и создает предпосылки для загрязнения водных объектов и создает некомфортные ощущения у отдыхающих и местных жителей. Отчасти это связанно с местами размещения контейнерных площадок рядом с водными объектами (ручьями, реками, морем) в нарушение санитарных и градостроительных норм и тогда, когда контейнеры переполнены или нерадивые жители размещают мусор вне контейнерных площадок. При ливнях и даже небольшом дожде мусор попадает в ливневые канализации, которые в большинстве своем соединены с ручьями и реками. Другая проблема связана с тем, что муниципалитеты не способны регулировать несанкционированную торговлю в местах массового скопления людей, так как традиционно для этих целей не хватает людей и полномочий, при этом зачастую продавцы знают, когда будут проверки, заранее.
А если нет юридического или физического лица, привязанного к конкретному месту, то и заключить договор с региональным оператором на вывоз ТКО просто не с кем. Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии со статьей 13.4 закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. На сегодняшний день вопрос разграничения полномочий между городскими поселениями, сельскими поселениями и муниципальными районами весьма острый, так как муниципальные районы передают часть своих полномочий поселениям, но по факту обязанность должна лежать именно на районах. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение их реестра в соответствии с правилами, утвержденными правительством РФ.
Говоря проще, как в старой русской пословице: "у семи нянек дитя без глаза". Огромное количество нормативно правовых актов в этой области создает все предпосылки для дублирования функций муниципалов и федеральных ведомств и в итоге за простой банальный мусор вне площадок региональный оператор не отвечает, а отвечает какая-то иная организация, определенная муниципалами, и не всегда она может определить без задания МО, что необходимо делать.
Еще один вопрос возникает в тарифном регулировании вопроса утилизации мусора. Зачастую этот тариф, определенный РЭК, и который обязан использовать в своей работе регоператор, просто экономически не выгоден малому бизнесу, и он всячески уклоняется от заключения договоров вывоза ТКО, фактически перенося свой мусор в общие контейнеры. Вопрос сложный, но многие муниципальные образования его решают, а некоторые — не решат никогда».
Оперативные новости «Ъ» из Сочи в Telegram