«По факту река есть, но по документам ее нет»

Прокуратура заинтересовалась состоянием Симбирки в Ульяновске

После того как река Симбирка, протекающая по центру Ульяновска, вышла из берегов, власти города и Ульяновской области озаботились проблемой, которая накапливалась в течение многих лет. Выяснилось, что река как водный объект не поставлена на учет, за ее истоком — расположенным в центре города Маришкиным родником (ООПТ регионального значения) никто не следил. Природоохранная прокуратура после проверки даст оценку действиям властей по контролю за рекой в городской черте. Между тем экологи отмечают, что у реки, которая имеет как открытую часть, так и подземную, есть особенности, и отсутствие контроля за движением ее вод при выдаче разрешений на строительство может в дальнейшем привести к печальным последствиям.

Симбирка, выйдя из берегов, напомнила властям о своих проблемах

Фото: Александр Брагин

Как стало известно «Ъ», Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура начала проверку фактов бездействия городской и региональной власти по установке на учет реки Симбирки, протекающей через центр Ульяновска, а также по фактам непринятия мер по очистке русла реки и ее истока — Маришкиного родника, расположенного в центре Ульяновска. Проверка начата после обращения в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру (Тверь) депутата Госдумы Алексея Куринного. В обращении отмечалось, что «в настоящее время в городе Ульяновске затоплен Маришкин родник» (ООПТ регионального значения), и «исследование показало, что причиной затопления является затор на реке Симбирке». «При этом, по имеющимся документам, река Симбирка является подземной рекой, а по факту ее участок от Маришкиного родника до ул. Кролюницкого проходит по поверхности, однако водоохранная зона не установлена, имеет место сброс в реку мусора, деревьев. Местами доступ к водному объекту перекрыт заборами, на него накладываются участки индивидуального жилищного строительства», — сообщил надзорному ведомству депутат.

«Получается, что по факту река есть, но по документам ее нет», — сказал «Ъ» господин Куринный. По его словам, есть некое «очень давнее заключение Росводресурсов», что река подземная, «хотя на самом деле не так, около полукилометра река течет по поверхности». «А это значит, что за эту часть водного объекта должна отвечать региональная власть, должны быть установлены береговая и водоохранная зоны с соответствующими ограничениями на строительство», — пояснил депутат.

Симбирка — третья и менее известная река, протекающая через центр Ульяновска. Истоком ее является Маришкин родник, входящий в ООПТ регионального значения. Часть реки от Маришкиного родника течет по поверхности, затем река уходит в специальный коллектор и протекает под центральными улицами Ульяновска, под Центральным рынком, стадионом «Труд», заводом «Контактор». Заводить реку под землю начали еще в середине XIX века, устанавливая деревянные каналы, в 30-х годах прошлого века подземную часть Симбирки стали заводить в бетонное русло.

Еще в 2012 году ульяновский эколог и активист Александр Брагин (сейчас он — координатор экологического движения «Зеленая Россия») заявлял, что за Маришкиным родником и руслом Симбирки региональные и муниципальные власти не следят, родник и пойма Симбирки замусориваются, в пойме Симбирки ведется строительство, что ведет к периодическим затоплениям. Однако с тех пор ничего принципиально не изменилось.

19 июня господин Брагин сообщил в соцсетях, что после ливней Симбирка вышла из своих берегов и сильно затопила Маришкин родник, вода не уходит из-за того, что вход в подземный коллектор завален строительным мусором.

В минувший вторник в связи с затоплением Маришкиного родника состоялось специальное совещание в региональном минприроды с участием представителей регионального минимущества и архитектуры, мэрии Ульяновска, ульяновского природоохранного прокурора, сенатора Айрата Гибатдинова и депутата заксобрания региона Дмитрия Грачева.

На совещании замминистра природных ресурсов и экологии Дарья Некрасова отметила, что «сейчас подземный коллектор «никем не обслуживается», и «прежде всего необходимо определить собственника коллектора», затем «провести обследование Симбирки», но прежде включить ее в государственный водный реестр, поскольку пока река «не является официально водным объектом». Министр отметила, что только после министерство будет решать вопрос о разработке проектно-сметной документации на расчистку русла реки. Кроме того, она заявила, что мэрия должна «провести земельный контроль на предмет незаконных строений и заборов в районе русла Симбирки».

В минприроды в беседе с «Ъ» признали, что ведомство должно было заниматься Маришкиным родником как ООПТ. В то же время, заметили в министерстве, обслуживанием самого родника и коллектора должна заниматься мэрия. Она же за свой счет должна провести обследование и поставить Симбирку на учет в водном реестре. И только после этого региональное минприроды будет нести ответственность за состояние открытой части реки, определит береговую и водоохранные зоны.

Глава управления информационной политики администрации Ульяновска Андрей Шафиров сказал «Ъ», что работы по срочной ликвидации затопления Маришкиного родника продолжаются, желаемый результат пока не достигнут, «там очень печальная ситуация», «и, вероятно, придется прокладывать новый водооводящий путь». Он заявил, что обслуживанием коллектора (длина подземной части реки — около 3 км) занимается МБУ «Управление инженерной защиты», «и работы там проводятся регулярно», однако признал, что состояние коллектора «не очень хорошее». Господин Шафиров сказал, что пока вопрос по обследованию Симбирки и ее постановке на учет не решен, «сроков пока нет», «но предполагается, что в этом году вопрос будет решен».

По словам Александра Брагина, принятые по Симбирке решения органов власти «поверхностны», нужны более конкретные перспективные планы по судьбе реки. Он отмечает, что правобережная часть Ульяновска находится на глиняном основании, «и, если реку или водоносные слои идущих в нее родников перекрыть в одном месте, вода обязательно выйдет в другом». Однако ни мэрия, ни теперь региональное минимущества и архитектуры об этом не думают, в пойме Симбирки выделяются земли под застройку и выдаются разрешения на строительство, что потом приводит к затоплениям подвалов, «как у некоторых бывших высоких чиновников, построивших коттеджи» и иным проблемам, подчеркивает эколог. По его мнению, можно было использовать достоинства Симбирки для создания уникальных рекреационных зон с водными объектами в центре города, выводя реку на поверхность, к примеру, на месте того же бывшего «Контактора». «Для решения проблемы Симбирки необходимо четкое межведомственное взаимодействие в решении вопросов развития города в пойме Симбирки, и здесь необходима политическая воля», — отмечает эколог.

С ним согласен и глава профильного комитета регионального заксобрания Дмитрий Грачев. «Случай с выходом из берегов Симбирки заставил, наконец, всех задуматься о проблеме. Но то, что делается сейчас, — это не лечение, а обезболивание. Устранят подъем воды и успокоятся. И даже по совещанию в минприроды это видно — туда пришли далеко не первые лица органов исполнительной власти, к тому же в ходе совещания все старались “перекинуть мяч на другую половину поля”. Действительно, необходимо тройственное взаимодействие между мэрией, минприроды и минимущества, и обеспечить решение проблемы раз и навсегда с жесткими поручениями может только губернатор», — сказал «Ъ» депутат, отметив, что намерен «держать эту историю на контроле».

Сергей Титов, Ульяновск

Вся лента