Автодилерам усиливают контроль
Как изменится порядок ввоза люксовых машин в Россию
Немецких автодилеров заподозрили в поставках в Россию люксовых машин на «миллионы евро». СМИ сообщают примерно о 190 таких случаях. Были ли это партии транспортных средств или речь о единицах, не уточняется. Но, как рассказали в прокуратуре Кайзерслаутерна, обыски прошли в офисах почти десятка автодилеров. У главного подозреваемого, его имя не называется, заморозили счета на €4,5 млн. Расследование велось несколько месяцев. Как утверждает прокуратура, поставщики «осознанно и наперекор истинному положению вещей» сообщали таможенникам, что отправляют автомобили в Казахстан, Киргизию, Белоруссию или Турцию.
Но в итоге премиальные модели оказывались в России. Как именно следователи установили этот факт, не сообщается. Впрочем, обвинить дилеров в обходе санкций будет сложно, считает владелец компании «Автодегустатор» Арарат Мардоян: «Дилер продает авто юрлицу на территории Евросоюза, которое имеет право этот автомобиль отправить куда угодно. Претензии к дилерам очень сложно доказать. Где-то в середине 2022 года импортеры обязывались подписывать бумагу, которая ставит ограничения импортеру в третьей стране, чтобы не поставляли в другие страны.
Потом пошли еще дальше: запрашивали фото-, видеодоказательства, что эти автомобили остаются на той территории, откуда отправляются деньги. Эти документы помогают дилерам и тем экспортерам, которые занимают посредническое звено, они себя закрывают. Просто у некоторых был такой соблазн, что, скорее всего, переборщили немножко со своими продажами, потому что если они продают массово, они там еще и продают под корпоративные скидки посредническим компаниям, которые дальше экспортируют. Каждый в свою очередь перебарщивает и привлекает к себе внимание».
Ранее на этой неделе европейские дипломаты согласовали новый пакет санкций против Белоруссии. Как пишет Reuters, это должно закрыть «лазейку» в ограничениях против России, которая позволяет поставлять подсанкционную продукцию через союзную республику. По данным Financial Times, одна из основных категорий товаров, поток которых будет ограничен,— это автомобили класса люкс.
По подсчетам газеты, за последние два года объем машин и запчастей из Европы в Белоруссию увеличился в пять раз в денежном выражении, с $50 млн почти до $270 млн. Только в прошлом году через белорусских посредников в Россию привезли 30 Maybach средней ценой в $217 тыс.
Если санкции против Белоруссии примут, дилеры будут искать другие пути поставок, рассуждает автоэксперт Игорь Моржаретто: «На премиальные машины европейских марок у нас всегда был довольно устойчивый спрос. Их будут привозить ровно столько, сколько будет требоваться в России. Существуют хитрые схемы, когда автомобиль покупает у дилера некая компания, перевозит через какую-нибудь третью страну, допустим, через Арабские Эмираты, и потом этот автомобиль оказывается в России.
Это дорогая логистика, несколько юридических и физических лиц, которые на разных этапах владеют этой машиной, хотя в конечном итоге пробег авто может быть ноль, а владельцев четыре. Но с марта этого года вторым по значению поставщиком автомобилей такого класса в Россию была Киргизия. Представляете, сколько автомобилей Киргизия производит? Ни одного. Она была хабом, через который шли автомобили. И, думаю, сейчас придумают какой-нибудь новый хитрый маршрут. Хотя количество покупателей премиальных автомобилей европейских марок достаточно велико, оно сокращается.
Сейчас вдруг появился большой интерес к китайским автомобилям, в первую очередь к гибридам, к электромобилям, которые расходятся тут, как горячие пирожки. Китайцы готовы предложить очень интересный продукт, при этом с гарантией, с запчастями и с понятным обслуживанием. Я думаю, что часть покупателей Mercedes пересели уже на Zeekr».
Усложнение маршрутов приведет к еще большему повышению цен, отмечает руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев: «Это удорожает логистику, в том же Китае далеко не все можно приобрести. Поэтому можно сказать, что это ужесточение контроля санкций со стороны европейских властей, скорее всего, приведет к повышению цены на люксовые бренды. Но там эластичность спроса по цене отсутствует, сейчас цены сильно завышены, но люди все равно покупают. Если будут еще выше, все равно будут покупать».
По данным аналитического агентства «Автостат», 80% всех проданных в конце весны автомобилей премиум-сегмента принадлежит китайским брендам.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".