Участие в СВО признали побегом
Заочно арестован подсудимый, сбежавший в вооруженные силы
Как стало известно “Ъ”, Таганский райсуд Москвы объявил в розыск одного из главных фигурантов скандального уголовного дела бывших руководителей и сотрудников потребительского инвестиционного кооператива (ПИК) «Омега групп» Андрея Кочанова. Процесс над ним и еще девятью подсудимыми идет уже более года, но на днях находившийся под домашним арестом фигурант, которому вменяют в вину 123 эпизода мошенничества, проигнорировал очередное заседание. Рассказ его представителей об отъезде в Ростов-на-Дону для заключения контракта на участие в СВО суд посчитал неубедительным, постановив заключить беглеца в СИЗО. Отметим, что, согласно изменениям в законодательство, воевать с последующим освобождением от уголовной ответственности могут подследственные или уже осужденные.
Скандал разразился на очередном заседании суда по уголовному делу обвиняемых в крупном и особо крупном мошенничестве (ч. 3. и ч. 4 ст. 159 УК РФ). Как рассказывал “Ъ”, процесс стартовал еще в апреле прошлого года, а на скамье подсудимых находятся бывшие руководители и сотрудники ПИК «Омега групп» и связанных с ней структур.
По версии следствия, аферисты вначале привлекали средства под 16% годовых, объясняя, что деньги будут вложены в строительство жилых домов в Германии, которое требует дополнительных оборотных средств. Затем ставки выросли до 24%, а иногда и до 58%.
С вкладчиками заключались договоры займа на суммы от 200–300 тыс. до нескольких миллионов рублей с ежемесячной выплатой процентов.
Деятельность кооператива долго не вызывала подозрений, поскольку у него имелись все признаки преуспевающей организации: солидные офисные помещения, штат «менеджеров по работе с клиентами», красочные рекламные буклеты, интернет-сайт, книжки пайщиков и гарантийные письма с подписью гендиректора. Ситуация стала меняться после того, как клиентам сообщили о реорганизации первоначального кооператива «Деловой центр финанс» в ООО ПИК «Омега групп» с офисом на прежнем месте. Вкладчиков убеждали при этом, что они не только ничего не теряют, а, напротив, приобрели, став VIP-клиентами, которым полагаются премии, правда, в виде криптовалюты. Таким образом, считают потерпевшие, их побуждали вносить новые суммы, что они и делали, но потом им сообщили, что организация неудачно вложила средства в криптовалюту и обанкротилась. По предварительным данным, собранные деньги действительно были переведены в токены и биткойны и выведены за границу, в том числе на Украину. В мае 2022 года ЦБ в рамках «противодействия недобросовестным практикам» опубликовал «список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке», в который попала «Омега».
Следствие изначально вели полицейские, но потом уголовное дело передали в управление СКР по Центральному административному округу, сотрудники которого и провели задержания. Предполагаемому организатору пирамиды Владимиру Дрягину, по некоторым данным, удалось скрыться в Польше. Большинство его сообщников поместили в СИЗО. При этом никакого возмещения причиненного ущерба пострадавшим, многим из которых уже более 70 и даже 80 лет, до сих пор нет.
Андрея Кочанова оставили под домашним арестом. Более года он исправно являлся в суд, который, кстати, со временем освободил всех остальных подсудимых из-под стражи.
Однако на очередное заседание, где планировался допрос потерпевших, которых насчитывается более 100 человек, господин Кочанов не пришел, а отправленные к нему домой сотрудники ФСИН там никого не нашли.
Его адвокаты пытались объяснить отсутствие клиента отъездом в Ростов-на-Дону для заключения контракта на участие в СВО. Интересно, что ранее он просил разрешения пройти медкомиссию, но получил от судьи Альбины Тимаковой отказ.
Как рассказывал “Ъ”, с 11 апреля действует совместный межведомственный приказ Минобороны, МВД, ФСБ, МЧС, ФТС, ФССП, СКР и Генпрокуратуры, который детально расписывает порядок призыва подозреваемых или обвиняемых для участия в боевых действиях. Соответствующие ходатайства могут подать подследственные вне зависимости от меры пресечения, в отношении которых при удовлетворении просьбы следователь или дознаватель уголовное преследование приостанавливает, а потом и прекращает. Кроме того, попасть на СВО могут и осужденные. Соответствующие изменения были приняты в УК и УПК.
Между тем Андрей Кочанов ни к одной из этих категорий не относится, поскольку являлся подсудимым. Кроме того, на него судом были наложены серьезные ограничения, а на ноге имелся электронный браслет для мониторинга передвижения «поднадзорного лица». Фигурант каким-то образом ухитрился его снять так, что система не передала сигнал тревоги.
Судья Тимакова без колебаний объявила Андрея Кочанова в розыск, постановив после обнаружения заключить его в СИЗО «Бутырка».
«Мы убеждены, что подсудимый вряд ли мог рассчитывать на условное наказание за 123 эпизода мошеннических хищений, и в таких случаях не верится в искренность его патриотических намерений»,— заявил “Ъ” один из адвокатов потерпевшей стороны Ярослав Пакулин. По его мнению, заключение добровольческих контрактов, например, подследственными для участия в СВО не должно быть самовольным, в нарушение установленного порядка. Как он считает, это компрометирует и правоохранительную систему, и вооруженные силы, да и само участие в СВО. А в целом, по словам господина Пакулина, это больше напоминает побег от ответственности, нежели желание искупить вину кровью.