Во Франции раздаются голоса
Начались выборы в Национальную ассамблею
Во Франции в воскресенье проходит первый тур внеочередных выборов в Национальную ассамблею. Голосование определит гораздо больше, чем просто расклад сил в парламенте. Французы заодно выбирают будущее правительство, премьер-министра, внутреннюю и внешнюю политику страны, а возможно, и нового президента. Рассказывает корреспондент «Ъ» во Франции Алексей Тарханов.
В качестве кандидатов зарегистрированы 1648 женщин и 2362 мужчины. Всего 4010 человек на 577 избирательных округов. Семеро на одно место. Среди участников гонки есть новички, опытные политики и даже один экс-президент — Франсуа Олланд, выставивший свою кандидатуру в Коррезе. Большинство членов распущенной Национальной ассамблеи надеются (многие из них — тщетно) в нее вернуться.
В выборах участвуют и 24 члена нынешнего правительства из 35. Это для них проверка боем. Проиграв, они, по общему правилу, должны будут подать в отставку. Впрочем, на сей раз отставка неминуема для всего правительства, так что это неплохой вариант быстро найти новую работу.
По результатам выборов президент назначит премьер-министра, которому будет поручено сформировать новый кабинет. Премьер обычно представляет парламентское большинство, и на это место от правых явно метит глава списка лепеновской партии «Национальное объединение» (RN) Жордан Барделля. Если победит «Новый народный фронт» (NFP), премьер-министр нарисуется среди левых. У них на это место сразу несколько кандидатов, люто ненавидящих друг друга и все вместе — главу входящей во «фронт» партии «Непокорившаяся Франция» (LFI) Жан-Люка Меланшона.
В любом из двух случаев президент получит в качестве главы правительства не соратника, а яростного оппонента. Начнется период так называемого сосуществования. Обязан ли Эмманюэль Макрон назначить премьера по требованию победившей фракции? Вообще-то, нет. Он вправе выбрать главу «технического», нейтрального правительства. Но сработает ли такой вариант во Франции так же, как работал, например, в Италии? Французские обозреватели в этом сомневаются.
Между тем последний опрос общественного мнения перед выборами, проведенный Ifop-Fiducial по заказу LCI, Le Figaro и Sud Radio, обещает правым уверенную победу. И даже теоретическую возможность получить абсолютное большинство, для чего им нужно 289 мандатов в Национальной ассамблее. Этот результат может быть достигнут не собственными ресурсами RN, а с помощью вновь обретенных союзников — части правых «Республиканцев» (LR), которые вслед за своим лидером Эриком Сьотти солидаризировались с бывшими врагами и соперниками с правого фланга. За это господина Сьотти не раз обзывали предателем и пытались исключить из партии, но все подобные инициативы хитрый политик раз за разом оспаривал в суде. Другие союзники RN — диссиденты из партии «Реконкиста» (Reconquete!) Эрика Земмура. Лидер этой группы — отступница Марион Марешаль-Ле Пен, примкнувшая справа к партии своей побеждающей родственницы. Всем правым вместе социологи дают 36,5%. Предполагается, что после второго тура (он запланирован на 7 июля) они получат в районе 225–265 кресел.
Сборная команда «Нового народного фронта» может собрать, согласно Ifop-Fiducial, 29% голосов. Достаточно для 170–200 мест, что уже больше, чем было у коалиции левых в 2022 году. Но о подавляющем превосходстве мечтать не приходится. Еще хуже ситуация у «правительственного большинства», на глазах превращающегося в меньшинство. Макронистский блок «Вместе» (Ensemble pour la Republique), имевший в распущенном парламенте 250 мест, наберет, по прогнозам, 20,5% и сохранит менее половины — от 70 до 100 — депутатских мандатов.
Французы воспринимают нынешнее голосование всерьез. Еще никогда крайне правые не были так близки к парламентскому господству. Одних это ужасает, других — радует. Сегодня на выборах ожидают рекордную за последние годы явку в 67%, почти на 20% больше, чем на выборах два года назад. Те, кто не мог явиться на избирательные участки, оформляли доверенности. На вчерашний день их было выдано уже 2 млн, против примерно 1 млн в 2022 году.
Результаты первого тура станут известны после 21:00 по московскому времени. Во многих округах выборы на этом и закончатся. Если один из кандидатов наберет более 50% голосов не менее чем 25% граждан, зарегистрированных в избирательных списках, он сразу станет победителем. Если нет — во второй тур пройдут два кандидата, показавших лучший результат, или даже три, если третий наберет не менее 2,5% — не от общего числа голосовавших, а от числа избирателей, зарегистрированных в списках. Возможен даже четвертый кандидат, хотя это большая редкость на выборах. Главное: чем больше голосующих, тем ниже планка для второго тура. И еще одно курьезное правило: при одинаковых результатах у двух кандидатов победу отдадут старшему по возрасту.