Англичане выкрутились через себя

Фавориты чемпионата Европы чудом избежали катастрофы в матче 1/8 финала против словаков

Сборная, которая даже после довольно тускло проведенного группового этапа все равно оставалась одним из главных, если не самым главным фаворитом чемпионата Европы, едва не потерпела крах в стартовом раунде play-off в столкновении с котировавшимся куда ниже соперником. В матче с английской командой словаки, поведя в счете в середине первого тайма, берегли лидерство почти до самого финального свистка, упустив его после удара через себя Джуда Беллингема. Сборная Англии в итоге выиграла в овертайме — 2:1 — и вышла в четвертьфинал, в котором встретится со швейцарцами.

Феноменальный удар через себя Джуда Беллингема на исходе компенсированного времени спас сборную Англии от позорного вылета в стартовом раунде play-off чемпионата Европы

Фото: Ebrahim Noroozi, AP

Сборная Англии в этот вечер добавила, как ее и просили, новых черт своему футболу. Но лучше бы не добавляла, лучше бы осталась прежней — нудной, как лондонский дождь, зато хотя бы надежной.

К середине первого тайма комментаторы BBC и Sky, люди, принимающие все близко к сердцу, уже не могли игнорировать наполненную признаками грядущего позора реальность. Они некоторое время крепились, пытались, словно упрямый энтомолог, прильнувший к микроскопу, наоборот, разглядеть признаки того, что к play-off английская сборная посвежела, подзарядилась настроением, и иногда что-то даже обнаруживали. Они радовались тонкому пасу появившегося в основе юнца Кобби Мейну, который не обработал Букайо Сака.

Они смеялись, но беззлобно, когда Киран Триппьер, решив пробить от угла штрафной, запустил мяч, кажется, даже вопреки законам физики не в ворота, а чуть ли не вертикально вверх, как космическую ракету: да, в конце концов, главное, что в принципе прошла такая размашистая атака.

Их подбодрил вдруг включившийся в игру и раскидавший нескольких защитников Джуд Беллингем. Но вскоре, устав обманывать самих себя, уважаемые в футболе люди честно признавались: этих вспышек — мимолетных, шальных — слишком мало, чтобы всерьез рассуждать о преимуществе, о том, что в средней линии и атаке вместо статичности — жизнь. И ее точно хватит, чтобы пройти крепеньких словаков.

Зато на английской половине происходит что-то странное, там — ошибка за ошибкой. Прострел Давида Ганцко чуть не приводит к беде — хорошо, что никто из словаков не поверил, что он проскочит мимо голкипера Джордана Пикфорда. Лукаш Гараслин, пользуясь тем, что Кайл Уокер словно застрял бутсами в газоне, ставит ему корпус и, по сути, выходит один на один и Пикфордом. И снова англичанам везет — с плотным ударом у Гараслина не клеится. Но это ведь тот классический случай, когда от ощущения, что ошибка не просто грубая, а именно фатальная вот-вот состоится, некуда деться. Все так тонко, что где-нибудь порвется обязательно.

Те, кто в этом матче был неравнодушен к сборной Англии, похоже, и не удивились, когда порвалось, когда Давид Стрелец с удивительным хладнокровием обработал прилетевший к нему откуда-то издалека мяч и выдал эталонный, в такт пас Ивану Шранцу, рванувшему за спину все проспавшему Марку Гехи. Шранц пробил рядышком с Пикфордом, сборная Словакии повела, а английский сектор стадиона, успевший еще до матча недовольно погудеть, когда объявляли фамилию Гарета Саутгейта, принялся скандировать: «Выпускай Палмера!» Впрочем, наверняка понимая, что, даже если вдруг тренер обратит на них внимание и Коула Палмера выпустит, это вряд ли многое исправит. Проблемы тут были поглубже, чем нюансы расстановки на передовой.

С одной большой проблемой Саутгейт справился, может быть, благодаря самому сложному в своей карьере разговору в раздевалке.

Напора в игре сборной Англии после перерыва стало намного больше — как будто в отвечавшем за него кране, наконец, догадались подкрутить какой-то вентиль. Гол Фила Фодена отменили из-за офсайда, но сама комбинация получилась такой, что намекала на мысли об английском преображении. И Гарри Кейн впервые не вхолостую, с толком отошел назад. И перевод Кейна налево, Кирану Триппьеру смотрелся неплохо, как и забег его адресата. И пас Триппьера тоже — ну, если забыть о том, что замыкавший его Фоден забежал во «вне игры». А после этого момента Гарри Кейн лично навел жуткого шороху в штрафной сборной Словакии.

Вот это было уже что-то хотя бы отдаленно напоминающее пробуждение фаворита. О его злости рассказывало и поведение вратаря: Пикфорда тянуло вперед. Однажды, правда, за эту тягу он едва не поплатился: Стрелец из центрального круга перебросил голкипера, но промахнулся. А Саутгейт подкидывал дровишек в огонь и выпустил вместо Триппьера не кого-то похожего на него по функционалу, то есть игрока с акцентом на оборонительные действия, а, разумеется, Палмера. Тут уже было не до осторожности и цельности структуры.

Но время таяло, а счастье никак не хотело постучаться в английскую дверь. Хотя как же близко оно к ней бродило! Особенно когда Деклан Райс, выбравшись из-под опеки, пальнул из-за штрафной так, что у словацкого голкипера Мартина Дубравки не было никаких шансов добраться до мяча. Но он стукнулся в стойку, а Кейн, мастер ловить отскоки, под этот, один из важнейших в жизни, все-таки как следует не подстроился.

А английский сектор ждал штурма, ждал, что напрягающуюся словацкую оборону растащат на кусочки,— и никак не мог его дождаться.

И уже наверняка не верил, что позора удастся избежать: компенсированное время подходит к концу, а упрямые словаки не гнутся.

Требуется волшебство, что-то совсем неординарное. А может ли оно возникнуть из обычного аута? И этот-то аут — со скидкой мяча Марком Гехи и ударом «ножницами», через себя Джуда Беллингема, полтора часа мучившегося, иногда — просто потерянного, но дотерпевшего до звездного часа на следующий день после того, как ему стукнул 21 год, подарил сборной Англии овертайм — не то чтобы честно-честно заслуженный ею, но какой уж есть.

Начался он с того, что английский стандарт, хотя казалось, что словаки с ним разобрались, вырулил все-таки к голу Гарри Кейна и к возникшему подозрению, что раскрепостившегося фаворита с его разбавленным энергичными дублерами — Эберечи Эзе, Айваном Тони, Коулом Палмером — составом уже не остановить. Но продолжение было для сборной Англии сложным. И в список ее спасителей, наряду с Беллингемом и Кейном, угодил и Пикфорд, бравший в дополнительное время трудные мячи.

В четвертьфинале сборная Англии сыграет со швейцарцами, уверенно одолевшими итальянцев. И есть сомнения, что перед этим столкновением ее, как обычно, кому-то придет в голову наделять фаворитским статусом.

1/8 финала

Швейцария—Италия 2:0

Фройлер, 37; Варгас, 46.

29 июня. Берлин, Olympiastadion. 68 172 зрителя.

Германия—Дания 2:0

Хаверц, 53 (пен.); Мусиала, 68.

29 июня. Дортмунд, Westfalenstadion. 61 612 зрителей.

Англия—Словакия 2:1 (доп. вр.)

Беллингем, 90+5; Кейн, 91 — Шранц, 25.

30 июня. Гельзенкирхен, Arena AUFSchalke. 47 244 зрителя.

Выделенные команды вышли в 1/4 финала.

Алексей Доспехов

Вся лента