О ядерной революции замолвили слово на русском
Вышел перевод классической работы о роли ядерного оружия в отношениях между сверхдержавами
Центр анализа стратегий и технологий выпустил на русском языке известный труд американского эксперта Роберта Джервиса «Значение ядерной революции. Управление государством и перспектива Армагеддона». Несмотря на то что книга была опубликована в США в 1989 году, многие выводы автора сохраняют актуальность и сегодня.
Книга Роберта Джервиса «Значение ядерной революции. Управление государством и перспектива Армагеддона» была, как отмечается в аннотации к ее переводу, поистине новаторской в 1989 году и является классической работой в области политической психологии сегодня. Автору, профессору Колумбийского университета, удалось не только проникнуть в суть загадки, дилемм и противоречий, присущих ядерному оружию, но и раскрыть его принципиальное отличие от других военных технологий.
Роберт Джервис придерживался мнения, что способность ядерного оружия уничтожить мир изменила образ мышления людей и поведение наций.
Он всецело разделял заявление тогдашних лидеров СССР и США Михаила Горбачева и Рональда Рейгана о том, что в ядерной войне не может быть победителей, и поэтому она никогда не должна быть развязана. Напомним, 3 января 2022 года лидеры России, США, а также Китая, Франции и Великобритании переподтвердили это утверждение.
По мнению Роберта Джервиса, способность к взаимному ответному удару радикально изменила взаимоотношения между силой и внешней политикой, что привело к революционным последствиям в отношениях между сверхдержавами. Рассматривать ядерное оружие как «большую обычную взрывчатку» он считал опасным, поскольку военной победы над противником без катастрофических последствий для обеих сторон конфликта с его помощью достичь невозможно. Попытки добиться чрезмерного одностороннего военного преимущества в условиях крайней взаимной уязвимости он называл «обреченными на провал». Опасность эскалации в сочетании с невозможностью выиграть тотальную войну означает, по мнению Роберта Джервиса, что государственные деятели должны осознавать: серьезные вызовы жизненно важным интересам противника способны привести к катастрофе.
«Следствием великой победы в соперничестве, особенно в ядерную эру, скорее всего, станет великое поражение. Вопреки волнам оптимизма и пессимизма, которые захлестывали каждую из сверхдержав по мере их периодических наступлений и отступлений, эта динамика обеспечила высокую степень стабильности (в период холодной войны.— «Ъ»). Ни одна из сторон не смогла добиться устойчивых успехов за счет другой ни в гонке вооружений, ни в конфликтах в третьем мире или в Европе»,— констатировал автор.
Когда на карту не поставлены жизненно важные интересы противника, то государства, как отмечал Роберт Джервис, и в ядерную эпоху могут быть в состоянии достичь большинства своих целей, потому что другая сторона будет мириться с таким исходом. «Однако когда на карту поставлено нечто большее для обеих сторон, гораздо более вероятен своего рода компромисс, если не патовая ситуация»,— говорится в книге. При этом в ней подчеркивается, что для поддержания пределов эскалации каждая сторона должна быть уверенной в том, что цели другой стороны ограничены. В то же время Роберт Джервис отмечал, что конфликтующие государства склонны приписывать противникам наиболее угрожающие намерения и часто полагают, что последние стремятся нанести им ущерб, если не уничтожить их.
Ключевой вывод автора: «Попытка подорвать безопасность противника может принести краткосрочные выгоды, однако, скорее всего, вызовет реакцию, которая поставит под угрозу обе стороны. Точно так же как, как судьбы двух сторон в ядерной войне будут связаны друг с другом, взаимосвязаны их общие уровни безопасности. Если одна из сторон чувствует крайнюю незащищенность, то в таком же положении окажется и другая…»
Многие темы, затронутые Робертом Джервисом, сохраняют актуальность и сегодня. Так, в четверг заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков в эфире программы «60 минут» на телеканале «Россия-1», подчеркнул, что «если дойдет до применения ядерного оружия на поле боя, дальнейший сценарий, дальнейший ход и дальнейший путь эскалации проконтролировать будет очень сложно». «Мы должны сделать все для того, чтоб не допустить скатывания туда, потому что ограниченной ядерной войны и победы в ней, по моему глубокому убеждению, обеспечить невозможно»,— отметил он.
По его мнению, «западные провокаторы и западные испытатели России на прочность, видимо, предполагают нечто другое для себя». «Но им не удастся отсидеться в своих даже бункерах, если дойдет до действительно серьезного столкновения. Они должны понять, что Россия преисполнена решимости сделать все для гарантированного, безусловного обеспечения своей безопасности и защиты себя как страны, как государства»,— предупредил замминистра.
При этом он допустил, что «настанет момент, когда в основы госполитики (РФ в ядерной сфере.— “Ъ”) могут быть внесены дальнейшие уточнения, отражающие опыт, в том числе приобретенный в ходе СВО, когда классическое старое, прежнее прочтение ядерного сдерживания не сработало в должной мере».
Ранее президент РФ Владимир Путин назвал ядерную доктрину «живым инструментом», также не исключив, что в нее могут быть внесены коррективы. Какие именно, глава государства не утончил, но не исключено, что речь может идти о понижении порога применения ядерного оружия.