Нужное возможно, желанное не выходит
Промышленность проявляет разборчивость в удовлетворении спроса
Анализ динамики промышленного производства в сопоставлении с длинными трендами, проявляющимися с 2018 года, показывает формирование нескольких локальных промышленных кластеров со своими отраслевыми особенностями. Так, если ВПК становится главным драйвером промышленности с двукратным и более увеличением выпуска в сравнении с 2018 годом, то в обеспечивающие его периферийные отрасли этот рост транслируется многократно сниженным. Сопоставимо из-за опоры на рост выплат населению увеличивается выпуск продовольствия и товаров повседневного спроса, кроме технически сложных: автопром и выпуск прочих товаров долгосрочного спроса остаются в глубоком минусе.
Расчеты аналитиков ЦМАКП по данным Росстата о промпроизводстве в мае (см. “Ъ” от 27 июня) демонстрируют наличие в экономике нескольких отраслей с противоречивыми тенденциями, которые влияют на общий результат. По уточненным оценкам центра, ускорение совокупного выпуска в РФ в мае составило 1,4% после 0,6% в апреле (2% после спада на 0,1%, по оценке Росстата; в центре опираются на данные меньшего количества отраслей, чем в статслужбе, отбирая их по качеству).
Главный вклад в итоговый результат (0,56 процентного пункта) внес резкий, на 10,8%, рост выпуска металлических изделий.
«Данный сектор является лидером по посткризисному росту; при этом основной вклад привносит продукция ОПК как в целом за период, так и непосредственно в мае, скачок выпуска именно в этом сегменте в значительной степени обусловил майский рост выпуска в обрабатывающих производствах в целом»,— говорится в аналитической записке. Также в лидерах долгосрочного роста, опирающегося на гарантированный государством спрос, обеспеченный ростом военных расходов,— выпуск компьютеров, оптики и электроники во многом для конечных и промежуточных нужд ОПК. В сравнении с 2018 годом их производство (впрочем, с невысокой базы) выросло в 2,1 раза, в металлообработке — в 2,3 раза. Близко к ним также производство лекарств (рост в 1,9 раза).
В промышленные направления, более далекие от военных задач, рост транслируется слабее: так, добыча металлических руд стагнирует на уровне роста на 5% к данным 2018 года, та же динамика в добыче угля и прочих полезных ископаемых, производство в химпроме в мае увеличилось на 20% к базе 2018 года, стройматериалов и стекла — на 20%, электрического оборудования — на 21%.
В то же время ряд отраслей устойчиво растет, опираясь на спрос населения и увеличивающиеся соцвыплаты и пособия: так, выпуск в производстве пищевых продуктов вырос на 0,6% в мае после 0,9% в апреле и 0,8% в среднем за первый квартал, отрасль «остается одним из устойчивых драйверов роста в отечественной промышленности», отмечают в ЦМАКП. Долгосрочно это выражается в устойчивом восходящем тренде — рост на уровне плюс 26% к значениям 2018 года. Схожую динамику имеет выпуск пластмассовых и резиновых изделий (плюс 40% к 2018 году).
Также экстенсивно работают на население мебельные фабрики (рост вдвое к 2018 году на фоне остановки роста в деревообработке), производства текстиля (плюс 10%), одежды (10%) и кожевенных изделий (11%).
В целом рост выпуска непродовольственных товаров повседневного спроса с 2018 года в ЦМАКП оценивают в 35%.
Более сложный потребительский спрос, однако, пока внутреннему производству удовлетворить не удается: так, «торможение в рамках очередной попытки восстановительного роста в производстве автотранспортных средств» выразилось в мае в спаде на 8%, в том числе на 14,7% в выпуске легковых автомобилей. В сравнении с 2018 годом выпуск автопрома в РФ находится на уровне 75%. Совокупное производство технически сложных потребительских товаров сокращается сопоставимыми темпами и составляет около 70% от значений шестилетней давности.