Мужчины вырываются из «офисного тупика»

Представители сильного пола смещают work-life balance

Мужчины отказываются от карьеры и после увольнения вообще не хотят работать. Этот тренд пока наблюдается в Америке, на что обращает внимание журнал Newsweek со ссылкой на исследования ведущих экономистов. Каждый седьмой американец не трудоустроен и не находится в поиске, считая занятость в офисе тупиком. И такая тенденция меняет структуру найма по всему миру: правила диктует поколение Z. Как это сказывается на рынке труда? И кем закрывают вакансии? Выясняла Аэлита Курмукова.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Мужчины хотят жить в стиле поколения Z — тех, кому сейчас 20-25 лет. Они мало работают, много отдыхают и при этом хорошо зарабатывают, не имея порой даже высшего образования. На это обращает внимание старший научный сотрудник Брукингского института США Робин Брукс, в прошлом главный экономист Международного института финансов.

Так вот в Америке сейчас при уровне безработицы в 4% только 89% мужчин заняты или находятся в поиске, а в 1950-м этот показатель был 97%. Но то в США, в России при еще более низком уровне безработицы в 2,6% не работает все же больше женщин, но этот разрыв почти сравнялся.

Мужчины в офис теперь не хотят, особенно в Москве. Только в этой гонке за комфортные условия работы у миллениалов меньше шансов, предупреждает заведующий Международной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики ВШЭ Алексей Белянин: «Представителям среднего класса в российском регионе в одном случае нужно делать карьеру — если они планируют ехать в столицу или в крупные города, или за границу. И москвичу тоже надо пахать, но в условиях большой конкуренции.

Младшее поколение эту нишу занимает интенсивнее, и на этом фоне люди, которым сейчас 30-40 лет, понимают: уже сейчас не только всех денег не заработать, но и достаточных средств, чтобы стать человеком своей мечты, тоже. А в такой ситуации, зачем напрягаться, если можно просто пожить в свое удовольствие?»

На рынке найма топов иная картина. Западный рекрутмент отличается от российского: там карьеру делают до 45 лет. К этому возрасту меняют даже генменеджеров при всех их заслугах: корпорациям нужна свежая кровь. В России возрастная планка функциональных директоров чуть выше — до 55 лет, отмечает управляющий партнер Transearch International Станислав Алексеев. И многим удалось отстоять новые графики, говорит собеседник “Ъ FM”: «Компании готовы брать людей старше то ли в силу нехватки тех, кто моложе, то ли в силу осознания того, что возрастные сотрудники смогут принести пользу. Work-life balance смещается в сторону life. Компании к этому уже готовы. Это и гибридный график, больше свободы для интересов, которые можно совмещать с работой.

Я люблю, к примеру, заниматься сейлингом. Раньше было бы совершенно жестко: "у тебя есть отпуск —ходи под парусом сколько хочешь". Сейчас компании даже на такие вещи реагируют спокойно. Если ты можешь совмещать какие-то свои функции с тем, что ты идешь где-то под парусом рядом с Новой Зеландией, и от этого не страдает бизнес, то компании готовы рассмотреть и такой вариант».

Пока одни ходят под парусом, а другие релоцировались, эти вакансии активно закрывают женщины. И тренд будет только нарастать, уверена управляющий партнер агентства «ВИЗАВИ Консалт» Ольга Петрова: «Не каждый работодатель по разным причинам готов принимать мужчин, которые уезжали. Где-то это политическая история — не брать людей, у которых в какой-то момент дрогнул нерв. Вторая ситуация: много мужчин ушли в зону СВО, особенно в регионах, и продолжают уходить абсолютно осознанно.

Большинство компаний вынуждены менять приоритеты по части позиций, на которые в основном брали мужчин. Идет определенное замещение. Женщины стали более востребованы и выросли по деньгам. И на позициях в IT сейчас очень много девушек, как и среди финансистов, проектировщиков, архитекторов».

Замещение пока временное, подчеркивает Ольга Петрова из «ВИЗАВИ Консалт», но если сотрудник вписался, обратной ротации, скорее всего, не будет. Женщины, как выясняется, могут заменить мужчин в большинстве профессий. Только вот зарплатный разрыв по-прежнему высок. По данным FinExpertiza, средний доход российских женщин на треть ниже, чем у мужчин.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента