Мир запланировали на конец года

Президент Украины Владимир Зеленский срочно скорректировал переговорные позиции

Украинский лидер Владимир Зеленский пообещал представить мирный план урегулирования конфликта с Россией до конца 2024 года. После этого, по его словам, могут быть запущены переговоры с РФ через посредников по аналогии со схемой, уже использовавшейся при заключении «зерновой сделки». В Москве заверили, что не против вести с Киевом диалог таким образом и открыты к «любому общению». Примечательно, что господин Зеленский также назвал три условия прекращения боевых действий, среди которых не оказалось возвращения контроля над территориями в границах 1991 года. В Киеве активно заговорили о сценариях возможного урегулирования и контактов с РФ после провальных для действующего президента США Джо Байдена дебатов, повысивших вероятность возвращения в Белый дом экс-президента Дональда Трампа.

Президент Украины Владимир Зеленский (в центре)

Фото: Алекс Сочацки, Коммерсантъ

Мирные переговоры с Россией, судя по риторике украинских официальных лиц, перестали быть табу для Киева. Владимир Зеленский еще 28 июня заявил, что его команда трудится над тремя составляющими плана урегулирования конфликта для следующего «саммита мира», на который, как ранее сообщалось, организаторы подумывают позвать Россию. По его словам, приоритетные направления работы — энергетика, продовольственная безопасность и обмен военнопленными. Президент Украины пообещал, что украинская версия мирного плана будет готова к концу 2024 года. «Если бы все зависело только от Украины, войны бы не было»,— сказал господин Зеленский.

В минувшие выходные украинский лидер продолжил развивать «мирные» идеи. Владимир Зеленский дал интервью газете The Philadelphia Inquirer, в котором впервые за долгое время допустил переговоры с Россией. Напомним, осенью 2022 года господин Зеленский подписал указ, в котором запретил сам себе вести диалог с главой РФ Владимиром Путиным. И хотя на прямой контакт с российским лидером Владимир Зеленский по-прежнему не готов, диалог с Москвой, исходя из его слов, уже не представляется Киеву чем-то невозможным.

«Украина может найти модель, при которой в соответствии с определенными документами, шагами и модальностями можно найти решение. Такая модель была применена впервые на примере зернового коридора, когда Украина договаривалась не с Россией, а с ООН и Турцией. Они, в свою очередь, взяли на себя ответственность договариваться с нами, а затем соответствующее соглашение подписывалось Россией»,— сказал господин Зеленский.

Он дал понять, что его мирный план подразумевает несколько треков, а потому третьи страны, которые работают над тем или иным элементом плана, могут согласовать определенный документ с Киевом, а затем «разбираться с представителями Российской Федерации». «Пока что у нас есть только такая модель»,— отметил политик.

Другими словами, Владимир Зеленский допустил запуск переговоров с Россией через посредников. Он также подчеркнул, что у Киева есть партнеры не только в Европе и Северной Америке, но и на «многих континентах», включая Азию, Африку, Южную Америку, а также Тихоокеанский регион, а значит, кто-то из них мог бы выступить в роли третьей стороны в контактах в РФ.

Реакция Москвы на слова украинского лидера не заставила себя ждать. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков 1 июля заявил, что Россия готова к диалогу с Украиной в любом формате.

«Президент Путин неоднократно говорил, что Россия открыта для любого общения, любого диалога с целью достичь тех целей, которые мы перед собой ставили. Президент сохраняет эту открытость»,— заверил господин Песков.

Между тем до сих пор запросные позиции Москвы и Киева оставались едва ли не диаметрально противоположными. Украина настаивала на урегулировании конфликта, отталкиваясь от «формулы мира», подразумевающей, в частности, возвращение контроля над границами 1991 года. Россия официально исходит из последних предложений о завершении боевых действий Владимира Путина, которые, среди прочего, включают отказ Киева от вступления в НАТО и вывод украинской армии со всей территории Запорожской, Херсонской, Донецкой и Луганской областей, вписанных в Конституцию РФ в качестве субъектов федерации.

Владимир Зеленский по-прежнему настаивает, что именно «формула мира» должна оказаться в основе любого урегулирования, однако в интервью The Philadelphia Inquirer он назвал три условия, при реализации которых Киев готов к окончанию конфликта, и среди них не нашлось места одному из ключевых выдвинутых ранее пунктов.

Так, по словам господина Зеленского, необходимо обеспечить «сохранение» Украины, вступление страны в НАТО и Евросоюз, а также «сатисфакцию». Про необходимость возвращения контроля над границами 1991 года господин Зеленский умолчал.

Ряд экспертов предположил, что президент Украины не случайно не упомянул этот пункт «формулы мира»: речь идет о корректировке переговорной позиции и подготовке украинского общества к контактам с Москвой без выполнения одного из прежних условий для начала диалога.

Примечательно, что в Киеве разговоры о мирном урегулировании активизировались после прошедших 27 июня дебатов между действующим президентом США Джо Байденом и экс-главой Белого дома Дональдом Трампом. Для демократа словесный поединок с республиканцем закончился крайне неудачно — 81-летний политик плохо выдержал 90-минутный прямой эфир и не смог четко донести свои мысли до аудитории. В итоге господин Трамп был признан победителем дискуссии, а шансы господина Байдена переизбраться на второй срок, по мнению многих экспертов, резко снизились.

При этом накануне дебатов советники Дональда Трампа — Кит Келлог и Фред Флейтц — представили от своего имени схему урегулирования российско-украинского конфликта, который бывший президент обещал закончить за «24 часа» или «очень быстро» после возможной победы на выборах 5 ноября (см. “Ъ” от 26 июня). Среди прочего, план, по словам господ Келлога и Флейтца, благосклонно воспринятый господином Трампом, подразумевает заморозку боевых действий по линии фронта и старт мирных переговоров без требований к Киеву признать за Москвой какие-либо территории.

Таким образом, решение Владимира Зеленского не называть выход на границы 1991 года в качестве условия для старта диалога совпало с победой Дональда Трампа на дебатах и во многом сближало позицию Украины с предложениями советников экс-президента.

В интервью The Philadelphia Inquirer господин Зеленский не стал однозначно отвергать «план Келлога-Флейтца», но подчеркнул, что «идея отдать территории — плохая идея», ведь, по его мнению, «это не приведет к миру». Другое дело, что ни Дональд Трамп, ни его советники не предлагали Украине официально «отдавать территории».

Так или иначе Владимир Зеленский признался, что не знает, «как можно закончить войну за сутки», но выразил готовность выслушать предложения Дональда Трампа.

«Но я и не Трамп. Если у него есть такая модель, ну скажите, кто будет против? Все хотят завершить войну за сутки, лучше за час. Но мы имеем то, что мы имеем»,— сказал президент Украины.

В Москве ранее также не стали однозначно отвергать «план Трампа». Вместо этого Дмитрий Песков заявил, что «ценность любого плана заключается в нюансах и учете реального положения дел на земле».

Алексей Забродин

Вся лента