Культура свежего воздуха

Большую часть аудитории воронежский Платоновфест собрал на уличных событиях

Растянувшийся в этом году на целый месяц международный Платоновский фестиваль искусств открывался и закрывался мероприятиями на открытом воздухе. Между ними состоялось еще несколько таких событий — как в уже традиционных форматах, так и в экспериментальных. В итоге из 55 тыс. посетивших фестиваль гостей уличные мероприятия заинтересовали более 42 тыс. Среди гостей оказался и корреспондент «Ъ» Александр Прытков.

Фото: Андрей Парфенов

XIII международный Платоновский фестиваль искусств проходил в Воронеже месяц — с 1 по 30 июня. Ранее он, как правило, занимал до двух недель, но в этом году организаторы решили не спрессовывать события, а растянуть их — преимущественно под выходные. По данным дирекции Платоновфеста, в мероприятиях участвовали более 20 коллективов из восьми стран — помимо России это были Аргентина, Армения, Беларусь, Гана, Индонезия, Китай и Мексика. На 13 фестивальных площадках города и пригорода прошло 47 показов 21 спектакля (из них 30 показов 14 постановок — от уличных театров), семь концертов (в том числе три опен-эйра), выставка, 44 сеанса аудиоспектакля-променада и 17 событий литературной и образовательной программ.

Всего, подсчитали в дирекции, фестиваль посетили около 55 тыс. человек. Большая часть из них побывала на уличных событиях. Так, на бесплатное открытие — двухдневный фестиваль уличных театров — пришли более 27 тыс. человек. Еще около 10 тыс. собрала книжная ярмарка, порядка 4 тыс. посетили опен-эйр «Музыка мира». Около 1,2 тыс. привлекли еще три события, рассказали «Ъ» в дирекции: примерно 500 человек приехали во дворцовый комплекс Ольденбургских в Рамонь, около 400 пришли на опен-эйр «Пирс» на Петровскую набережную и порядка 300 заинтересовались променад-спектаклем по письмам Андрея Платонова. О том, будет ли проводиться фестиваль в следующем году и когда именно, пока не сообщалось.

Фестиваль уличных театров прошел во второй раз и, возможно, станет традиционным. В прошлом году он закрывал Платоновфест в парке «Дельфин», в этом — открывал в парке «Алые паруса». Уличные театры и ранее бывали на форуме, но в формате парада на главных улицах Воронежа. Теперь участники рассредоточились по всему парку. Всего на фестиваль приехали восемь коллективов, еще три были воронежскими. Их постановки делились на два вида — променады и стационарные. В первом случае актеры, а вслед за ними и толпа зрителей прогуливались по парку под музыку и иногда останавливались, чтобы разыграть короткие сценки. Вторые игрались на определенных площадках.

Еще один уличный спектакль «Однажды любившие» представлял из себя променад в одиночестве по центру города — его по письмам Андрея Платонова к жене Марии собрала театральный критик и режиссер Ольга Ковлакова. Тексты проникновенно читает народный артист России и ведущий актер Александринского театра Петр Семак, за саундтрек отвечал правнук изобретателя терменвокса Петр Термен. Слушателю выдавались наушники и карта города со специальными маршрутами. Последняя, впрочем, скорее нужна гостям Воронежа, чтобы вовремя вернуться назад (сам спектакль длится чуть больше часа, на прогулку отведено два) — маршруты хоть проложены по платоновским местам, но в спектакле никакой привязки к ним нет, так что можно идти в абсолютно любом направлении или вообще никуда не идти, а прослушать его, скажем, у памятника писателю. Это был спецпроект фестиваля, и будет ли он каким-либо образом повторяться — пока неизвестно.

На Платоновфесте прошли и музыкальные опен-эйры. Два из них были традиционные.

Перед замком Ольденбургских в пригородном райцентре Рамонь в этом году выступил мексиканский ансамбль Mi Mexico querido, соединяющий народные и классические традиции. Музыканты играют на традиционных струнных инструментах, но также в ансамбле есть виолончель, аккордеон и арфа, а солирует оперный тенор Леонардо Санчес. Здесь были и авторские композиции, и обработки известных хитов, не только мексиканских. Пожалуй, смущало на этом концерте порой то, что Леонардо Санчес пел в микрофон — выдавая всю оперную мощь, он мог ненароком и оглушить. А части публики, очевидно, хотелось потанцевать под мексиканские ритмы, но формат мероприятия этого не предусматривал.

Натанцеваться вдоволь можно было на другом традиционном опен-эйре — «Музыке мира» в комплексе «Белый колодец» под Воронежем. В этот раз на него приехали три коллектива. Части армянского TmbaTa Orchestra эта сцена уже знакомы: они в составе группы The Bambir выступали на первой «Музыке мира» в 2015 году. Но если The Bambir скорее следуют в русле знаменитой армяно-американской метал-группы System of a Down, то TmbaTa Orchestra представляет народные мелодии в современных аранжировках, где есть место и року, и фанку.

Еще два коллектива сыграли в России впервые. Индонезийская группа Ali представила психоделическую смесь, основанную на диско, фанке, афробите и традиционных ритмах юго-восточной Азии — и практически без вокала. Музыканты делали небольшие перерывы между композициями, но вполне могли обойтись и без этого: казалось, что весь этот концерт под народные барабаны и электрические инструменты — это одна большая мелодия, причем полностью импровизационная.

Выйти из расслабленного транса публике помогла группа из Ганы Florence Adooni. В основе их творчества — зажигательный микс из религиозного госпела и светского хайлайфа. Последний, собственно, и прославил Гану на мировой сцене благодаря исполнению традиционной африканской музыки на западноевропейских инструментах и с сильным уклоном в джаз.

Еще одну возможность потанцевать давал экспериментальный опен-эйр «Пирс» на реконструируемой Петровской набережной в Воронеже. В прошлом году Платоновфест организовал трехдневный проект «На песке», но тогда два вечера были отменены из-за марша ЧВК «Вагнер», а сейчас это место как раз благоустраивается. Эксперимент с новой площадкой вышел неоднозначным.

Здесь выступили три российские группы, и всех было довольно сложно оценить из-за плохо настроенного звука. При этом все было прекрасно видно и не хуже слышно за ограждением, так что билеты можно было и не покупать.

Ивановская группа «Вещь» открывала «Пирс» и раскачать публику не смогла, хотя очень старалась: смесь советской эстрады с панком в духе «Поп-механики» и с отсылками вокалистки к образу Жанны Агузаровой была любопытной, но качество звука не позволило оценить проект. Дуэт из Ростова-на-Дону «Лето в городе» показался из-за этого еще более унылым: критики хвалят завораживающие тексты под электронную музыку, но слышен был только бит, а слов было не разобрать. Практически всех на ноги подняла только дагестанская группа «нееет, ты что», которая должна была сыграть еще «На песке», но выступить не успела. Джаз, рок, фанк и хип-хоп в сочетании с сатирической лирикой не могли оставить слушателей равнодушными.

И какими бы ни были традиции и эксперименты на опен-эйрах Платоновфеста, все они столкнулись с новой реальностью в виде усиленных мер безопасности. Только на «Музыку мира» после многочисленных жалоб зрителей было разрешено проносить складные стулья. А новым запретом, который так и остался в силе, стали термосы. Впрочем, компетентным органам виднее, какая в них может быть опасность.

Фотогалерея

Как прошел организованный Платоновфестом фестиваль уличных театров

Смотреть

Вся лента