Обличение с утешением
Выходит в прокат испанская комедия «Отчаянные наследники»
В прокат выходит комедия испанского режиссера Хуаны Масиас «Отчаянные наследники» («El favor»). Ее подход к популярной теме изобличения пороков богатых и привилегированных в сатирическом ключе оказался куда более добродушным, чем у коллег из Голливуда и других европейских кинематографий, считает Юлия Шагельман.
По первым кадрам «Отчаянные наследники» обещают фильм в духе популярной криминальной комедии Райана Джонсона «Достать ножи» (2019). Здесь также имеется богатое семейство, каждый член которого отличается отвратительным характером и плохо скрываемым презрением к тем, кто стоит ниже по социальной лестнице; загородный дом, в котором все действующие лица собираются, словно пауки в банке; а также смерть и оглашение завещания, запускающие развитие сюжета. Но детективной линии не будет: экономка Ампаро (Луиза Гаваса), долгие годы преданно служившая семье Гальярдо и присматривавшая за их роскошной виллой под Барселоной, умирает самым естественным образом — от инфаркта.
Взрослые дети Гальярдо, которых Ампаро любила как родных, разумеется, давно позабыли старушку и годами не появлялись на вилле, но по настоянию отца (Гонсало Де Кастро) им приходится отправиться на ее похороны. Что собой представляет эта семейка, понятно с первого их появления на экране: собравшись в кафе, они тут же начинают препираться, зато все вместе дружно унижают официантку. Старшие отпрыски, Бенхамин (Диего Мартин) и Тереса (Инма Куэста), пошли по стопам отца и работают в его юридической фирме. При этом сын — размазня-неудачник, которому поручают только самые мелкие дела и которым помыкает его более богатая жена (Бетси Тунес), а дочь — хладнокровная мегера, мечтающая вытеснить брата из семейного бизнеса. Их младшая сестра Аура (Сара Саламо) привыкла быть «принцессой», в университете недоучилась, нигде не работает и только крутит романы. Ее последний избранник — судья и профессор права Фермин (Пере Понсе) — намного старше ее.
Вся эта компания, за исключением патриарха Гальярдо, собирается на вилле, куда приезжает и сын Ампаро Томас (Альфонсо Бассаве), когдатошний товарищ по летним каникулам и первая любовь Ауры. Выясняется, что у экономки имеется одна посмертная просьба: быть похороненной в семейном пантеоне Гальярдо. Бенха, Тереса и Аура на это решительно не согласны — и вот тогда на свет всплывают письма, которые Ампаро оставила для них. Там раскрыты все их секреты: от вполне безобидных до таких, которые могут окончательно разрушить и без того не сильно крепкие семейные узы.
Изначальный месседж фильма не блещет оригинальностью: богатые люди не такие, как мы с вами, они гораздо хуже. На этой территории в последние лет пять не оттоптался только ленивый режиссер, от уже упомянутого Джонсона до каннского лауреата Рубена Эстлунда. Однако Хуану Масиас и сценаристов Кристобаля Гарридо и Адольфо Валора интересуют не столько классовые проблемы, сколько семейные и личностные. Обозначив эгоизм и ограниченность Гальярдо, живущих в своем «пузыре» и воспринимающих свое положение как должное, они погружаются в отношения сестер и брата между собой, с их партнерами, детьми и родителями, которые определяются уже не деньгами, а человеческими качествами.
Все перипетии авторы картины подают в духе легкой комедии положений, без особого морализаторства. И при этом не отказывают никому из героев, даже самым несимпатичным из них, в возможности осознать свои ошибки и стать лучше. Пускай такое развитие событий выглядит не слишком правдоподобно, но приятно узнать, что среди всеобщей мизантропии и цинизма хотя бы испанские кинематографисты готовы дать человечеству шанс. Хотя, конечно, не у всех его представителей есть вилла под Барселоной и солидный счет в банке, с которыми процесс духовного роста наверняка проходит куда легче.