«Теперь внуки обрели то, что когда-то собирали их предки»
Дмитрий Буткевич — о реституции произведений искусства
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о том, как наследники возвращают себе предметы искусства, конфискованные немцами во время Второй мировой войны.
Любопытно, что процесс реституции, то есть возврата некогда неправедно полученных произведений искусства наследникам их законных владельцев, запущен довольно давно, полтора десятилетия назад. А находятся все новые и новые шедевры, конфискованные нацистами в конце 1930-х - начале 1940-х, украденные, купленные по заниженным ценам. Находятся и все новые наследники, которые получают эти полотна, которые когда-то любовно собирали их еврейские предки.
Вот совсем недавний случай: Музей Стеделийк в Амстердаме заявил, что вернет картину Анри Матисса наследникам еврейского текстильного фабриканта, который продал ее, спасаясь от нацистской Германии. «Одалиска», написанная Матиссом в 1920-1921 годах, будет передана законным наследникам Альберта Штерна. Их интересы представляла Комиссия по награбленному искусству в Европе Commission for Looted Art in Europe.
Проведенное расследование «убедительно продемонстрировало, что семья подвергалась преследованиям с 1933 года, сначала в Германии, где они жили, а затем с 1937 года в Нидерландах, где их постепенно лишали имущества и средств к существованию. Они предприняли несколько безуспешных попыток сбежать и, в конце концов, были вынуждены продать оставшееся имущество, чтобы попытаться выжить».
До прихода нацистов к власти карьера Штерна в качестве производителя текстиля в Германии была невероятно успешной, особенно розничные продажи и экспорт готовой женской одежды. Жена Альберта Мари изучала искусство и живопись еще до их брака и отвечала за коллекцию современного искусства. Нацисты забрали бизнес Штерна, его семейный дом и большую часть активов, вынудив его и его близких отправиться в изгнание. В 1941 году картина Матисса была продана Музею Стеделийк в процессе последних попыток семьи бежать из Европы.
Альберт Штерн и его жена были депортированы в различные концентрационные лагеря. Альберт умер в январе 1945 года в Лауфене. Мари выжила и эмигрировала в Великобританию после Второй мировой войны. Теперь внуки обрели то, что когда-то собирали их предки.