У банков на посылках

Ozon столкнулся с платежными сложностями в трансграничной торговле

Селлеры и покупатели на Ozon Global жалуются на трудности с оформлением заказов крупной бытовой техники из КНР, откуда в Россию ввозится большая часть такой продукции. В Ozon (MOEX: OZON) ссылаются на китайские банки, которые якобы ужесточили проверку контрагентов, торгующих с российской стороной. В результате рынок трансграничной интернет-торговли, находящийся в процессе адаптации к недавно вступившим в силу правилам таможенного обложения, мог снова оказаться под давлением.

Фото: Антон Новодерёжкин, Коммерсантъ

Российские маркетплейсы и работающие на этих площадках зарубежные селлеры столкнулись с проблемой при доставке товаров из Китая из-за проблем с взаиморасчетами, сообщили “Ъ” в Ozon. Там пояснили, что начиная с весны 2024 года большинство зарубежных банков, включая китайские, усложнили процедуры внутреннего контроля контрагентов, отправляющих продукцию в РФ. Ситуацию усугубляет и введенный Евросоюзом в конце июня этого года запрет на использование Системы передачи финансовых сообщений ЦБ РФ — российского аналога международной системы SWIFT (см. “Ъ” от 25 июня).

Комментарий Ozon последовал в ответ на жалобы селлеров и покупателей в профильных чатах о невозможности заказать дорогую электронику из Китая с доставкой в РФ на Ozon Global — подразделении маркетплейса, занимающегося трансграничной торговлей. Первым на эту проблему обратил внимание портал iXBT.com.

Усложнившиеся трансакции — лишь одна из причин исчезновения на российских онлайн-площадках дорогостоящей техники из КНР. С апреля 2024 года для частных лиц действует порог беспошлинного ввоза товаров в Россию в €200, хотя до этого было €1 тыс. На этом фоне маркетплейсы и их селлеры корректируют ассортимент товаров из-за рубежа и сосредоточились на доставке более дешевых, говорят в Ozon.

Изменение ассортимента иностранных селлеров более всего заметно у Ozon, выстроившего кроссбордерную полку (витрину по продаже товаров из-за рубежа) лучше, чем тот же Wildberries, где число таких продавцов сравнительно меньше, говорит аналитик Data Insight Сергей Семко.

По словам источника “Ъ” на рынке интернет-продаж, в аналогичной ситуации оказались также Wildberries и AliExpress. В Wildberries сообщили “Ъ”, что пока не заметили значимого изменения ассортимента товаров из-за рубежа, но там не исключают, что селлеры переориентируются на более дешевые позиции.

В Wildberries говорят, что из дорогостоящих товаров потребители покупают за границей смартфоны, ноутбуки, игровые приставки и другую электронику. Но в июне этого года по сравнению с мартом продажи зарубежной электроники сократились на 16% из-за снижения порога беспошлинного ввоза, оценивает коммерческий директор CDEK.Shopping Роман Хвалюн.

В AliExpress отказались от комментариев.

В целом трансграничная торговля различными категориями товаров на маркетплейсах показывает различную динамику. Например, по словам Романа Хвалюна, в июне 2024 года по сравнению с мартом продажи одежды и обуви выросли на 7%, детских товаров — на 32%, а самый большой рост — почти вдвое — показала мебельная продукция. Но, по подсчетам Института развития предпринимательства и экономики, на долю одежды и обуви из Китая и Турции приходится 28% и 5% заказов на Ozon и Wildberries соответственно, а электроника из Китая формирует 69% продаж на этих площадках, уточнили аналитики.

В целом на товары из-за рубежа приходится значительный объем продаж на маркетплейсах. В 2023 году объем продаж розничного онлайн-импорта в России составил 174 млн заказов общей стоимостью 313 млрд руб., подсчитали в Data Insight. При этом снижение порога беспошлинного ввоза сделало менее выгодной работу тех, кто заказывает товары из-за границы якобы для личного пользования, а затем продает их на онлайн-площадках, уходя таким образом от налогов, отмечает директор департамента персональных систем OCS Distribution (поставщик товаров из-за рубежа) Александр Логинов.

Дарья Андрианова, Тимофей Корнев, Полина Гриценко

Вся лента