Найти Антарктиду

205 лет назад шлюпы «Восток» и «Мирный» вышли в кругосветное плавание

4 июля 1819 года с Малого Кронштадтского рейда, снявшись с якоря, в дальний поход отправилась экспедиция, которой предстояло сделать одно из важнейших открытий в истории — опровергнуть «пророчество» Джеймса Кука и найти неведомую Южную землю.

Иван Айвазовский. «Большой рейд в Кронштадте»

Фото: Wikipedia

Ученики Крузенштерна — по следам Америго Веспуччи

Командиром шлюпа «Восток» был капитан II ранга Фаддей Беллинсгаузен. Шлюп «Мирный» шел под управлением будущего адмирала, флотоводца, мореплавателя, командующего Черноморским флотом и основателя Новороссийска Михаила Лазарева, в то время лейтенанта. Оба были учениками прославленного кругосветного путешественника Ивана Федоровича Крузенштерна. В тот июльский день Кронштадт торжественно проводил в дальнее плавание в полярные моря экспедицию, которой было суждено найти неведомую Южную землю — Антарктиду. Огромный материк с предельно суровым климатом был открыт последним, но вот внимание ученых он привлекал уже давно.

Гипотезу о существовании Terra Australis Incognita, «неведомой Южной земли», выдвинули еще географы Древнего мира, в Средние века ученые были того же мнения. Попытку подтвердить теорию предприняла португальская экспедиция, в которой принимал участие путешественник Америго Веспуччи. В 1501 году мореплаватель и торговец из Флоренции отправился на поиски нового материка, его корабли уже достигли острова Южная Георгия, но дальше продвинуться не смогли из-за невыносимого холода. Мороз был так силен, что никто из флотилии не смог перенести его. Спустя много лет, и несколько дальше в холодные воды, смог пройти англичанин Джеймс Кук. Но и ему было суждено довольствоваться лишь предположением, что близ полюса находится некая большая земля.

«Я убежден, что такая земля есть, и, возможно, мы видели часть ее. Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов — все это доказывает, что земля на юге должна быть...»— писал Кук. Он даже подготовил специальный трактат «Доводы в пользу существования земли близ Южного полюса», отметив, что добраться до Антарктиды никому не удастся.

Пересечь южную полярную зону в высоких широтах

В экспедицию из Кронштадта направились построенные в Петербурге и Лодейном Поле шлюпы «Восток» и «Мирный». Первый, под командованием Фаддея Беллинсгаузена, имел на борту экипаж из 117 человек и был снабжен 28 орудиями. На «Мирном», ранее носившем имя «Ладога» и капитаном которого был Лазарев, находилось 73 человека. Суда должны были пересечь южную полярную зону в наиболее высоких широтах. Это помогло бы выяснить, есть ли там неоткрытые земли и можно ли пройти к полюсу.

Блок «К 200-летию со дня открытия Антарктиды. Шлюпы “Восток” и “Мирный”»

Фото: Wikipedia

Личный состав участников экспедиции комплектовался из добровольцев. Желающих отправиться в трудное и опасное плавание было много. С особой тщательностью подбирались офицеры, а в команду набирали опытных и хорошо знающих свое дело отечественных моряков. Готовили экспедицию прогрессивные старшие чины русского флота и ученые. Корабли были оснащены лучшими для того времени мореходными и астрономическими инструментами.

В своих воспоминаниях Михаил Лазарев писал: «Когда шлюпы были почти готовы, мы по предоставленным нам правам приступили к избранию офицеров и служителей. От охотников не было отбоя, но мы не могли взять всех желающих». Кстати, одним из первых распоряжений Беллинсгаузена стала отмена телесных наказаний для команды. Это действительно помогло сплотить участников опасной экспедиции, поддерживать добрые взаимоотношения, несмотря на различия в чинах и опыте. Первую остановку сделали в Портсмуте, проведя там почти месяц и запасаясь всем необходимым. Осенью «Восток» и «Мирный» пошли через Атлантику до следующей остановки в Рио-де-Жанейро, а затем в конце декабря достигли острова Южная Георгия. Погода становилась все хуже: шлюпам приходилось осторожно маневрировать между льдинами. Часто случались штормы, а под Новый год пошел такой сильный снегопад, что матросы едва успевали очищать палубы.

1820 год. Шлюпы «Восток» и «Мирный» во время экспедиции к Южному полюсу

Фото: Русское географическое общество / rgo.ru

22 декабря русские моряки впервые увидели огромную льдину, на которой жили пингвины. Позднее они познакомятся с этими птицами поближе. 1 января 1820 года шлюп «Мирный» чуть не столкнулся с большим айсбергом, но благодаря слаженной работе команды трагедии удалось избежать. Кстати, именно айсберги — «великие льды в море» — натолкнули Михаила Ломоносова на вывод о наличии материка. Теоретически русский ученый обосновал существование Антарктиды в 1757 году. Он писал: «В близости Магелланова пролива около 53 градусов полуденной ширины великие льды ходят; почему сомневаться не должно, что в большем отдалении от материков земля многими несходящими снегами покрыта». До неудачной экспедиции Кука по поиску Антарктиды оставалось еще 15 лет.

Следующей точкой после острова Южная Георгия стали Сандвичевы острова. Их открыл Джеймс Кук, но по ошибке назвал одним большим островом. Фаддей Беллингсгаузен ее исправил. К середине января корабли впервые в истории российского флота пересекли Южный полярный круг.

Витамины и гигиена спасли от цинги

Морякам пришлось столкнуться с суровыми испытаниями, но они держались, не теряя бодрости духа. Согревались чаем и ромом. Чтобы предотвратить цингу из-за нехватки витаминов, члены экспедиции ели квашеную капусту, лимоны и горчицу. Засоленное мясо хранили в крепких дубовых бочках, заготовленных еще в Петербурге и Нарве. В рационе вместо свежего хлеба были сухари. Бульон варили из специальных «таблеток». Запасов было вполне достаточно: после перехода до Рио на шлюпы погрузили двух быков, сорок свиней и двадцать поросят, уток, кур, чеснок и зелень.

Весь личный состав должен был строго соблюдать гигиену. Почти каждый день проветривалась одежда, мылись койки, затапливалась походная баня. На судах также находились опытные врачи. Все эти меры помогли пройти испытания и уберечь команду от цинги.

16 января 1820 года — открытие Антарктиды

Шлюп «Восток» имел скорость до 10 узлов (18,5 км/час), «Мирный» — до 8 (14,8 км/час). Разница в ходе между ними была почти на два узла (3,7 км/час) в пользу «Востока». Из-за этого одному кораблю — к неудовольствию капитанов — часто приходилось ждать другой. Позади остались Копенгаген, Портсмут, остров Тенерифе, Рио-де-Жанейро: «Восток» и «Мирный» вошли в антарктические воды. Разделившиеся шлюпы сделали гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. На карты наносились мысы и заливы, получавшие имена участников экспедиции. Были открыты острова Анненкова, Лескова и Торсона. Гряде островов присвоили имя морского министра страны Ивана де Траверсе.

16 января 1820 года, через полгода после отправления, русские мореплаватели добрались до шестого континента. Этот день стал датой открытия Антарктиды. Шторм, холод и тяжелые льды не остановили экспедицию. Ее участники на деревянных судах еще дважды подходили к впервые увиденным берегам. После этого шлюпы «Мирный» и «Восток» пошли в Сидней на отдых. На обратном пути русские мореплаватели посетили тропическую часть Тихого океана и открыли группу островов. Так появились острова Кутузова, Ермолова, Барклая-де-Толли, Раевского, Волконского, Лазарева, Грейга, Чичагова. В архипелаге Кука был открыт остров Восток (в честь флагманского корабля), а в районе Фиджи - острова Михайлова и Симонова.

Маршрут первой русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева в 1819–1821 годах. Карта Антарктиды с островами, открытыми экспедицией

Фото: Wikipedia

30 января 1821 года, во время второго сезона исследований в Антарктике, отряд был вынужден ее покинуть: состояние корпуса шлюпа «Восток» не позволяло продолжать плавание. В конце февраля экспедиция прибыла в Рио-де-Жанейро. Спустя еще несколько месяцев — 24 июля 1821 года — суда завершили свой путь, став на якорь в Кронштадте.

«Восток» и «Мирный» провели в плавании 751 день, из них сто дней — среди льдов. Шлюпы открыли 29 островов, попутно собрав богатейшие материалы для изучения антарктических морей. В России все было передано в музеи, где хранится по сей день.

В следующий раз мореплаватели прошли курсом «Востока» и «Мирного» только через сотню с лишним лет.

Анна Кашурина

Вся лента