Связанные одним кодом
В чем плюсы внедрения единой платежной системы для банков
На днях крупнейшие российские банки решили создать консорциум для развития единого QR-кода. О таких планах объявили «Сбер», Альфа-банк и Т-Банк (бывший «Тинькофф»). В мировой практике уже существуют успешные решения от независимых объединений банков. Например, в Малайзии национальным стандартом признана система DuitNow QR. Она частная, ей управляет десятка главных кредитных организаций страны, а подключены к ней фактически все, в том числе зарубежные игроки и финтех-сервисы. С подробностями — Илья Сизов.
DuitNow QR позволяет расплачиваться в магазинах и переводить деньги между клиентами — нужно открыть приложение банка, через который будет проходить оплата, отсканировать код, ввести сумму и подтвердить операцию. Инструмент от российских банков устроен иначе: QR-код направляет клиента на типовую страницу, то есть предполагается, что клиентский путь будет удобнее. И уже там пользователь выберет, как заплатить — через Pay-сервис любого банка, оплату долями, систему быстрых платежей или с помощью цифрового рубля, когда его запустят.
Это существенно упрощает операции, считает председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин: «Единый QR-код позволит пользователю оперативно и, самое главное, в едином интерфейсе осуществить выбор того способа платежа, который кажется максимально удобным. Это позволяет избежать необходимости выбора между QR-кодами либо различных интерфейсов внутри разных QR-кодов, что, конечно же, для пользователя гораздо менее удобно, чем единое платформенное решение. Единый QR-код призван как раз не запутать потребителя, а скорее распутать его».
В Сингапуре единый QR-код вывели на транснациональный уровень. Проект развивает центральный банк совместно с платежной платформой NETS, принадлежащей трем крупнейшим кредитным организациям. Сам механизм похож на малайзийский проект, главное отличие в количестве участников. Система работает с китайскими гигантами WeChat и Alipay, а также несколькими национальными платежными системами из Азии. Так что география проекта включает еще и Китай, Гонконг, Южную Корею, Филиппины, Индию, Таиланд, Индонезию и Малайзию.
Если же говорить о России, то сейчас над собственным универсальным QR-кодом работает и Национальная система платежных карт, которой владеет ЦБ. Об объединении усилий с консорциумом банков речи пока не идет. Но не исключено, что продукты смогут сосуществовать на рынке и конкурировать за клиента, продолжает председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин:
«Для кредитных организаций участие в консорциуме — это прежде всего упрощение интеграции, то есть однократная интеграция с решением, которое планируется использовать. Для банков это серьезная экономия по сравнению с любыми другими видами интеграции, например, в формате каждый с каждым. Это коренное отличие от проекта НСПК, который ориентирован на интеграцию банков между собой. Допускаю, что новое руководство НСПК скорректирует эту позицию и, возможно, будет абсолютно на равных конкурировать с консорциумом, что всегда будет на пользу потребителю».
В Центробанке заявили, что при создании универсального кода нужно использовать систему со справедливыми условиями и прозрачными принципами установки тарифов. Регулятор считает, что с этими задачами справится именно НСПК. Будет ли ЦБ ограничивать внедрение QR-кода от консорциума, в Банке России не сообщили.