«Убытки — это не показатель»

Руководитель «ЯрГЭТ» и «ПАТП-1» Денис Пырлог о финансовых результатах 2023 года

В Ярославле деятельность транспортных предприятий «ЯрГЭТ» и «ПАТП-1» по итогам прошлого года признана неэффективной. Об этом говорится в докладе мэрии города, который представлен в муниципалитет. Оба предприятия получили убытки на общую сумму 114,1 млн руб. Как пояснил «Ъ-Ярославль» руководитель предприятий Денис Пырлог, убытков могло и не быть, если бы предприятие не занималось повышением зарплат и необходимым ремонтом. В целом он отметил, что оба предприятия с точки зрения налогового учета работали в прибыль.

Фото: страница Дениса Пырлога Вконтакте

— Почему возникли убытки у «ПАТП-1» и «Яргорэлектротранса»? Дело в прекращении работы «ПАТП» на городских маршрутах?

И «ПАТП-1», и «ЯрГЭТ» с точки зрения налогового учета работали в прибыль. Но есть бухгалтерский учет, в основе которого лежат дополнительные расходы, такие как амортизация подвижного состава. Соответственно, это все ложится на убыток. Само «ПАТП-1» работает в прибыль. Прибыль примерно 1,2-1,5 млн руб. в месяц. Но, к сожалению, старые долги предприятия дают отрицательный финансовый результат. Как только мы рассчитаемся со всеми долгами, их осталось немного, предприятие будет работать в прибыль. Несмотря на то, что предприятие прекратило перевозку пассажиров по городским маршрутам, нам удалось погасить достаточно большие суммы задолженности перед налоговой службой, перед поставщиками услуг, а также перед персоналом. На мой приход (прим.: май 2023 года) было 351 млн долгов, сейчас осталось 68, то есть в пять раз мы смогли снизить кредиторскую задолженность.

— Чем сейчас занимается «ПАТП-1»?

На сегодняшний день предприятие продолжает функционировать: занимается заказными перевозками пассажиров. Также мы оказываем услуги спецтехники, аренды площадей и территорий.

— У АО «Яргорэлектротранс» тоже убыток в 5,7 млн руб., почему так получилось?

На самом деле ничего нового не произошло. Наоборот, ситуация улучшилась в 11 раз. Если в 2022 году убыток предприятия составлял 65 млн руб., в 2023 году он уже составил 5,7 млн руб. То есть мы видим, что предприятие стало работать более эффективно.

— Можно ли было вообще сработать без убытка?

Убытка могло не быть, если бы мы и я как руководитель не предпринимали никаких действий по увеличению заработной платы работников, по улучшению их условий труда.

Мы с 1 августа ощутимо увеличили заработную плату ремонтному персоналу и водителям. Это увеличило фонд оплаты труда на 30 млн руб. Соответственно, если бы мы не увеличили заработную плату, то сработали бы в прибыль. Это, безусловно, принесло свои плоды: если год назад водителей троллейбусов у нас было 145 человек, то сейчас их 154. Мы не допустили серьезного оттока, плюс пришли те, кто уходил на другие предприятия.

Кроме того, в 2022 году было отремонтировано всего два трамвайных переезда. В 2023 году мы отремонтировали 23. В 10 раз больше. Можно было бы этого не делать, и мы бы сработали в плюс. В 2022 году было очень много жалоб от автомобилистов по факту ненадлежащего состояния трамвайных путей. Соответственно, я этого позволить себе не мог.

Троллейбусное депо тоже досталось в ужасном состоянии: как асфальтовое покрытие было разрушено, так и смотровые канавы. Мы предприняли за прошлый год серьезные попытки это отремонтировать. В прошлом году начали установку зарядных станций. Опять же, могли этого не делать, не было бы убытка предприятия. Но говорить о том, что мы бы сейчас передвигались на комфортных новых электробусах, было бы глупо.

На момент моего прихода кредиторская задолженность предприятия составляла 171 млн руб., сейчас она составляет 49 млн руб. 122 млн руб. нам удалось погасить за год работы. Колоссальная работа была проделана. И без помощи бюджета, я вам скажу.

— Сейчас идет процесс слияния ЯрГЭТа и «ПАТП-1». На что рассчитываете в этом году?

В этом году планируется прибыль. На сегодняшний день пока на уровне 40-45 млн руб. Но до конца года еще много мероприятий мы хотим провести, поэтому ситуация может как улучшиться, так и немного ухудшиться, но предприятие в любом случае должно отработать в прибыль.

— Как вы оцениваете результаты деятельности обоих предприятий в прошлом году?

Мы считаем, что для такого социально-значимого предприятия, как «ЯрГЭТ», убытки — это не показатель. Нельзя оценивать по получению прибыли или неполучению прибыли предприятие, которое работает по регулируемому тарифу.

АО «Яргорэлектротранс» и АО «ПАТП-1» — два предприятия со 100% участием города Ярославля, осуществляющие деятельность в сфере транспорта. АО «ПАТП-1» является управляющей организацией «ЯрГЭТа». В мае 2023 года предприятия возглавил Денис Пырлог. В настоящее время идет процесс их объединения. По итогам прошлого года АО «ПАТП-1 Ярославля» получило убыток в 108,4 млн руб., АО «ЯрГЭТ» — в 5,7 млн руб. Совокупные доходы первого составили 556 млн руб., второго — 994 млн руб.

Беседовала Алла Чижова