В воздушные ворота залетело дело УФАС
Резкое повышение цен на парковку в аэропорту Пулково стало материалом для антимонопольного разбирательства
Санкт-Петербургское УФАС России возбудило дело в отношении оператора аэропорта Пулково ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) после повышения стоимости одного часа краткосрочной парковки на 75%, сообщила пресс-служба УФАС. Юристы считают, что ключевым в данном деле будет экономическое обоснование изменения тарифов со стороны ВВСС. Если антимонопольная служба признает нарушение и его негативное влияние на конкуренцию, оператору аэропорта грозят многомиллионные штрафы.
О возбуждении Федеральной антимонопольной службой в отношении ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (главный оператор Пулково с 2010 года, проект реализуется на основе государственно-частного партнерства .— «Ъ-СПб») дела по факту повышения оператором стоимости одного часа краткосрочной парковки в петербургском аэропорту Пулково стало известно из сообщения главы местного отделения партии «Справедливая Россия — За правду» Надежды Тихоновой. В своем Telegram-канале политик опубликовала ответ ведомства на ее запрос, в котором говорится, что действия ВВСС привели к установлению монопольно высокой цены. В документе, в частности, отмечается, что если раньше крытая парковка у входа с 16-й по 30-ю минуту стоила 700 рублей, то после повышения ее стоимость составила 2 тыс. рублей. Час на открытой парковке Р-2 у нового терминала и на Р-13 стал стоить 700 рублей, стоимость этой услуги выросла сразу на 75%. В УФАС Санкт-Петербурга подтвердили возбуждение дела.
Ранее госпожа Тихонова обрушилась с критикой на руководство воздушной гавани, заявив, что государственно-частное партнерство используется ими «для обогащения бизнеса, а не для двусторонней выгоды». Она направила письмо в ФАС и Росавиацию, призвав сторонников подписаться под обращением. «Пассажиропоток большой, транспортная инфраструктура отсутствует, те виды общественного транспорта, которые есть, ходят не круглосуточно. Но это не повод для поощрения жадности бизнеса и самоустранения государства»,— написала она.
По итогам 2023 года Пулково действительно стал вторым аэропортом России по объему перевозок, обслужив 20,4 млн пассажиров, и таким образом он побил рекорд допандемийного 2019 года. За первый квартал текущего года услугами авиагавани воспользовались 4,2 млн человек, что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года, говорится в отчетности аэропорта.
При этом Надежда Тихонова отмечает, что попытки поиска компромисса все же обсуждались и вопрос создания служебных парковок прорабатывается: для эффективного использования мест планируется оформлять два пропуска на одно парковочное место, но эти меры, по ее мнению, недостаточны.
В своем решении ФАС поясняет, что, согласно закону «О защите конкуренции», монопольно высокой является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если она превышает сумму «необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами».
Антимонопольщики пришли к выводу, что единоличное право управления инфраструктурой привокзальной площади центрального пассажирского терминала аэропорта, на которой расположена место, дает ВВСС возможность оказывать решающее влияние на условия пребывания на нем автотранспортных средств, а также устанавливать порядок пользования и взимать плату за его использование, что по закону определяет доминирующее положение компании на рынке управления указанной инфраструктурой Пулково.
В воздушной гавани пояснили «Ъ-СПб», что цены «сопоставимы» со стоимостью парковки в городе и на территории аэропортов с пассажиропотоком свыше 15 млн человек в год. «Текущий объем парковочного пространства ограничен, при этом спрос растет, а заполняемость неравномерна. Новая тарифная политика позволяет перераспределять транспортные потоки»,— подчеркнули в Пулково.
На вопрос «Ъ-СПб», согласны ли в ВВСС с решением ФАС и будут ли в случае неблагоприятного для них исхода оспаривать его в суде, там прокомментировали, что оператор не допускал нарушения антимонопольного законодательства. «Позиция компании будет представлена в материалах дела в ближайшее время»,— гласит ответ.
Для сравнения: стоимость парковки в аэропорту Домодедово после 15 минуты первого часа составляет 50 рублей за каждые 15 минут, во второй час — 50 рублей за каждые 20 минут, в третий час — 50 рублей за каждые 30 минут. Цена за сутки равна 800 рублям.
Как уточнили «Ъ-СПб» в пресс-службе УФАС, по закону дело рассматривается в течение трех месяцев, если этого срока не хватает, оно может быть продлено еще на шесть месяцев. По мерам антимонопольного реагирования также возможны варианты: если дело будет рассматриваться в рамках данного нарушения, то в случае его признания, если ВВСС не изменят тарифы в рамках рассмотрения дела, региональное управление ФАС выдаст предписание, за неисполнение которого следует штраф. Если дело будет переквалифицировано, в рамках дела может быть вынесено предупреждение, и если ответчик выполнит его предписания, дело может быть закрыто. Разбирательство также может быть закрыто, если ответчик представит экономическое обоснование повышения тарифов. На время рассмотрения дела вызвавшие обеспокоенность общественности тарифы на парковку в петербургском аэропорту будут продолжать действовать.
УФАС согласился со своей компетенцией только в отношении тарифов на общественной парковке, а в отношении служебных парковок обратил внимание на гражданско-правовой характер отношений, разъясняет нюансы дела адвокат Forward Legal Олег Шейкин. По его словам, в данном случае ключевое значение имеет вопрос экономического обоснования роста цены, а именно: обусловлен ли он объективными внешними факторами и (или) увеличением издержек или же является произвольным.
По итогам рассмотрения дела, в случае подтверждения нарушения, УФАС выдаст ВВСС предписание на изменение тарифов, обязательное для выполнения, поясняет адвокат. При несогласии с решением УФАС ответчик сможет оспорить его и предписание в арбитражном суде. Исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Помимо предписания, обращает внимание господин Шейкин, за это нарушение ВВСС грозит штраф от 300 тыс. до 1 млн рублей, если ФАС посчитает, что нарушение негативно не отразилось на состоянии конкуренции, либо оборотный штраф, если нарушение негативно повлияло на состояние конкуренции. В последнем случае размер штрафа рассчитывается в проценте от доходов ВВСС без фиксированной границы — тогда штраф может исчисляться сотнями миллионов. «В данном случае более вероятен фиксированный штраф»,— заключает адвокат Forward Legal.
В автомобильном сообществе не было резонансного возмущения по поводу роста тарифов в Пулково, рассказал «Ъ-СПб» руководитель региональной общественной организации «СПб.Авто» Святослав Данилов.
«Парковка Пулково массово не используется. Когда нужно встретить гостей в аэропорту, во время ожидания прилета автомобилисты пользуются большой парковкой расположенного рядом ТРК "Пулково III", а когда провожают — достаточно бесплатного времени парковки, чтобы высадить пассажиров, выгрузить чемоданы и попрощаться».
По словам господина Данилова, критичной ситуация с парковкой является, скорее, для работников аэропорта, а не для тех, кто приезжает туда эпизодически. «К тому же надо признать, что количество авиарейсов снижается, авиаперелеты становятся достаточно дорогими для петербуржцев, поэтому говорить о какой-то острой проблеме из-за тарифа на парковку не приходится»,— комментирует руководитель «СПб.Авто». Хотя, конечно, настолько задирать тарифы с учетом отсутствия альтернативы с парковками — подло со стороны коммерческой организации, добавил господин Данилов.
УФАС не может выдать предписание на возврат переплаты пострадавшим от повышенных тарифов в период их действия, однако у пострадавших после рассмотрения дела в УФАС появится возможность потребовать от нарушителя компенсацию переплаты в качестве убытков, предупреждает адвокат Шейкин. «Эта мера ответственности служит своего рода сдерживающим фактором от затягивания споров с ФАС и искусственного продления действия необоснованной цены,— объясняет адвокат.— В данном случае вполне возможно, что ВВСС изменит тарифы еще до выдачи ему официального предписания, для того чтобы не обострять ситуацию».