Новые книги об искусстве
Выбор Игоря Гулина
Аркадий Ипполитов «Начало нового столетия»
Издательство Сеанс
Умерший в прошлом году искусствовед, эссеист и куратор Аркадий Ипполитов был культовым автором. Блестящий стилист, глубокий эрудит, немного трикстер, неизменно раздражавший своих более академичных коллег, он воплощал архетип петербургского эстета — страстно влюбленного в красоту и одновременно язвительно-ироничного, ценящего курьезы и нелепости. Все это отлично чувствуется в «Начале нового столетия». Последний или один из последних ипполитовских текстов — набросок лекции, написанный им для так и не состоявшегося курса по истории искусства в рамках Школы сценаристов и кураторов, затеянной журналом «Сеанс». Подзаголовок лекции — «От декаданса к авангарду», но до авангарда Ипполитов так и не добирается. Книжка — панорама художественных поисков рубежа XIX и XX веков. Томное, изысканное и смешное искусство: модерн, ар-нуво, югендстиль, сецессион, декаданс, символизм, стиль либерти — все эти течения и феномены переплетаются, отчасти дублируют друг друга, а отчасти конкурируют. Манера Ипполитова идеальна для их описания: выходит то ли волшебный бал, то ли цирк уродцев.
Марк Стрэнд «Хоппер»
Издательство Jaromir Hladik Press
Перевод Алексей Шестаков
Марк Стрэнд был одной из самых видных фигур в американской поэзии с начала 1960-х до своей смерти в 2014 году. Он — представитель достойной середины: не битник, не авангардист, автор культурных, меланхоличных верлибров с легким оттенком сюрреализма. В этом смысле живопись Эдварда Хоппера — ближайший аналог поэтического искусства Стрэнда в искусстве визуальном (хотя поэт был на полвека младше художника). Вышедшее в 1994 году его эссе — дневник всматривания в искусство Хоппера. Стрэнд сознательно вычитает социальные мотивы хопперовских картин и сосредотачивается на чувственной составляющей этих, как он выражается, «сумрачных приютов желания». Живопись Хоппера — одновременно бытовая и мистическая, клаустрофобическая и залитая светом, отчуждающая и манящая, выставляющая перед смотрящим преграду и затягивающая в себя. Самый любопытный аспект анализа Стрэнда: экзистенциальные отношения, которые Хоппер выстаивает со своим зрителем, поэт описывает через геометрию его полотен, отношения объемов и плоскостей, перспективу, устройство пространства.
Александра Селиванова, Надежда Плунгян «Меер Айзенштадт. Органика, архаика, модернизм»
Издательство МСИ «Гараж»
Первый том новой серии «Лаборатория изучения советского искусства Центра авангарда» (сокращенно — ЛИСИ_ЦА). Авторы — бывшие постоянные кураторы московского Центра авангарда на Шаболовке, искусствоведы Александра Селиванова и Надежда Плунгян. Серия планируется как отчет о многолетней, увы, закончившейся работе центра. Это был проект ревизии всей истории советского искусства — поиска фигур и феноменов, способных поставить под вопрос каноническую ее версию, состоящую из знаменитых мастеров и сменяющих друг друга больших стилей. Не реализовавший ни один из своих проектов, долгое время остававшийся почти забытым скульптор Меер Айзенштадт в этом смысле персонаж идеальный. Художник, вроде бы и вписывающийся в тенденции тридцатых, но перерабатывающий их самым причудливым образом, Айзенштадт поселял рабочих и колхозниц в супрематические архитектоны, сращивал трактористов и тракторы в индустриальных кентавров. В своей нарочитой эклектике он кажется почти постмодернистом. Его искусство — советское барокко, комбинирующее из элементов тотальных стилей чарующий каприз. В книге — масса репродукций, никогда не публиковавшихся материалов, статьи, а также воспоминания друзей и близких скульптора.
«Брутальность факта. Фрэнсис Бэкон. Интервью Дэвиду Сильвестру»
Издательство Ad Marginem Press
Перевод Алексей Шестаков
Британский критик Дэвид Сильвестр был собеседником Фрэнсиса Бэкона на протяжении двадцати с лишним лет. Впервые вышедшую в 1975 году книгу он переписывал и дополнял несколько раз: художник и его друг из года в год возвращались к одним и тем же сюжетам, мнения менялись, появлялись новые подробности. Однако от хронологического принципа Сильвестр решил отказаться; здесь — не беседы как они шли в действительности, а концептуальная выжимка из петляющих диалогов о живописи и фотографии, абстракции и реализме, игре и алкоголе как источниках вдохновения. «Концептуальная», впрочем, не совсем подходящее слово. Бэкон был из тех художников, что принципиально сторонились концепций, идей, символов и относились к интеллектуальным интерпретациям собственного творчества с легким презрением. Вновь и вновь в этих разговорах возникает мотив: своей яростной живописью Бэкон не хочет сказать ничего о жизни, социуме, культуре. Только передать волнующий его образ, заглавный «брутальный факт».
Юк Хуэй «Искусство и космотехника»
Издательство «Эксмо»; «Лед»
Перевод Алексей Смоляк
Философ Юк Хуэй (букву «э» в русскую транслитерацию его фамилии добавляют для приличия) — одна из философских звезд последнего десятилетия. Хуэй родом из Гонконга, учился в Лондоне, преподает в Роттердаме и пишет по-английски. Его вышедшая в 2021 году книга «Искусство и космотехника» — попытка переосмысления эстетики как дисциплины. Хуэй задействует греческую трагедию, классическую европейскую философию от Декарта до Хайдеггера, модернистскую живопись, искусственный интеллект, а также даосизм и восточное искусство. При этом на жонглирование идеями его письмо не похоже, это вдумчивое, медленное рассмотрение пересечений и противоречий, попытка выстроить изнутри европейской традиции новую, постъевропейскую философию взгляда — иной способ производства образа мира (это Хуэй и называет космотехникой). Ключом тут становится шань-шуй (что переводится как «горы и воды») — жанр китайской пейзажной живописи, представляющей новый для европейца способ соотнесения человека и мира — логику не противопоставляющую смотрящего объекту взгляда, а растворяющую одно в другом.
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram