Панорамный вид встроят в вагоны

Какие варианты железнодорожных круизов предлагают туристам в России

В России появится поезд с прозрачным вагоном. Он будет включен в состав туристического маршрута, какого именно, пока неизвестно. Но, по словам главы РЖД Олега Белозерова, пассажиры «смогут любоваться из него природой». Поезда с панорамными крышами и окнами популярны во всем мире. Поэтому туристическая отрасль идею с новым вагоном восприняла с энтузиазмом. Тему продолжит Екатерина Вихарева.

Поезд Blue Train

Фото: Marco Longari / AFP

Еще в 1960-е в СССР было создано несколько двухэтажных туристических вагонов со стеклянным куполом. Единственный экземпляр сейчас выставляется в Ташкентском музее железнодорожной техники. В современной России такой формат вагонов обсуждают с 2020 года. В «Трансмашхолдинге» тогда заявили, что при наличии спроса готовы выпускать двухэтажные туристические поезда с панорамными крышами и окнами.

Через год студия «2050.ЛАБ» представила концепцию аналогичной электрички и даже успела получить престижную европейскую премию за ее дизайн. Но о сроках производства пока так и не сообщалось. Поезда с прозрачными крышами можно встретить, например, в Южной Африке, это легендарный The Blue Train. Или в Канаде, говорит PR-директор сервиса доставки еды в поезда и самолеты «ЕдуЕм» Тимур Юсупов: «Во всем мире достаточно много таких поездов.

В голову приходят поезда, которые ходят по горам в Швейцарии, красивейшие, с панорамными окнами и вообще без окон. Индийские поезда достаточно трешовые, но огромное количество людей на них отправляется как раз таки ради этого. Прозрачные поезда — это действительно классная история, чтобы увидеть нашу страну. Все зависит в первую очередь от маршрута, где эти поезда будут ходить. На побережье Черного моря прекрасные виды, а если довезут куда-нибудь на Алтай, вообще замечательно будет».

По словам туроператоров, железнодорожные туры в последнее время пользуются высоким спросом. Так, прибыль круизной «дочки» РЖД по итогам 2023 года выросла на 460%, до 270 млн руб. Это максимальный результат компании за последние пять лет.

Самые ликвидные для перевозчиков маршруты — короткие. Например, однодневный тур в Переславль-Залесский или трехдневный по городам Золотого кольца. Туристы ночью едут до нового города, а днем посещают экскурсии, говорит гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин: «У нас несколько десятков маршрутов выставлено, можно съездить на три дня в Карелию с пересадкой на знаменитый паровоз, который работает на угле, это такой российский Хогвартс-экспресс. По-моему, сейчас стоимость такого тура — 18 тыс. руб.

Один из самых протяженных маршрутов через полстраны в Иркутск длится шесть дней и стоит 80-85 тыс. руб. на человека. Очень популярный маршрут "Жемчужина Кавказа" — это фактически поездка через пять регионов Северного Кавказа, стоит примерно 70-75 тыс. руб. на человека. Спрос растет, маршрутов не хватает».

Во многих круизах есть вагоны люкс. В них, в зависимости от модификации, от четырех до шести купе с диванами, душевыми кабинами, санузлами и телевизорами. Вагон можно арендовать и полностью, такую услугу предлагают в туре, например, в Астрахань с рыбалкой. Пять дней на десять пассажиров обойдется почти в 1 млн руб.

Самым роскошным и комфортабельным поездом в России и мире считается транссибирский экспресс «Золотой Орел». География его поездок охватывает не только Россию, десятидневный тур «Каспийская одиссея» с остановками в Ереване, Тбилиси, Баку и Алматы на двоих в «императорском классе» обойдется в $60 тыс.

Это буквально пятизвездочный отель на колесах, говорит председатель межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков: «Поезд очень высокого класса рассчитан в основном на зарубежных туристов, хотя отечественные тоже им пользуются, те, кто хочет пересечь евразийский континент с запада на восток или с востока на запад, проехать весь Транссиб. В таком поезде человек себя чувствует, как в гостиничном номере. Там есть отдельная спальня, место для приема пищи, отдельный вагон-ресторан, как в хорошей гостинице».

Фотогалерея

В РЖД представили первый спа-вагон с сауной

Смотреть

Большинство туристических ж/д маршрутов проходят по равнинным участкам, в панорамном поезде там будет не слишком интересно, считают участники рынка. Но отмечают, что, если создание прозрачного вагона будет не очень затратным, возможно, и в Подмосковье пассажирам было бы приятно на таком прокатиться.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента