Пробиотики не теряют надежду

«Био-Веста» вернулась к проекту расширения производства БАДов в Новосибирске

Новосибирская компания «Био-Веста» — резидент Биотехнопарка заявила о возобновлении проекта расширения производства пробиотиков и БАДов, отложенного несколько лет назад. Стоимость будущего завода увеличилась на 40%. Десять лет назад компания сообщала о планах вложить в него 500 млн руб. Новое предприятие позволит компании увеличить выпуск пробиотиков в Новосибирске в семь раз, а также БАДов в пять раз. В компании заявляют, что решили вернуться к проекту, потому что рынок все еще не насыщен предложением. Аналитики считают, что найти инвестора будет сложно, поскольку уже сегодня насыщенность рынка пробиотиков и БАДов близка к оптимальной.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Новосибирский производитель пробиотиков и БАДов «Био-Веста» сообщил о планах вернуться к проекту строительства производственного корпуса и расширению действующих мощностей. Изначально проект был заявлен еще в 2013 году. Тогда объем инвестиций в него назывался на уровне 500 млн руб. Сейчас эта сумма выросла на 40%. «Когда мы просчитывали проект, ориентировались на другую ситуацию и валютный курс. Сейчас это совершенно другие суммы. В настоящее время мы актуализируем документацию»,— рассказал совладелец «Био-Весты» Владислав Ильин. Он также сообщил, что ведется оформление земельного участка под новое производство в Академгородке.

Планируется, что ежемесячно новое предприятие будет производить до 100 т кисломолочных продуктов с пробиотиками (рост от существующих объемов производства компании в 7-8 раз), а также около 30 т БАДов — концентрированных пробиотиков (рост в 5 раз).

Компания «Био-Веста» является резидентом Биотехнопарка — крупнейшей научно-производственной площадки Сибири. Предприятие выпускает детское кисломолочное питание, пробиотики и БАДы. Суммарный объем производства предприятия по итогам прошлого года составил 162 млн руб. Выручка компании по итогам 2023 года составила 156 млн руб. (+23% к 2022 году), прибыль — 17 млн руб. (рост в 1,2 раза).

Впервые о реализации проекта компанией было заявлено в 2013 году. Выбор подрядчика должен был состояться в начале 2018 года, однако в этот же период руководство «Био-Веста» сообщило, что строительство поставлено на паузу. «Мы вели переговоры с двумя инвесторами, но решение по софинансированию проекта не было принято»,— рассказал «Ъ-Сибирь» господин Ильин. Одним из факторов, по его словам, стала невозможность оценить динамику рынка производства пробиотиков. «В тот период мы работали в условиях отсутствия роста продаж кисломолочной продукции из-за общего снижения покупательской способности населения»,— отметил Владислав Ильин.

По его оценкам, сейчас подходящее время для того, чтобы компания могла усилить свои позиции на рынке и занять новые ниши. Уже через два года, учитывая быстрое расширение рынка, строительство такого завода будет нецелесообразно, считает Владислав Ильин.

В 2023 году рынок биологически активных добавок (БАДов) и пробиотиков в России достиг 100 млрд руб., увеличившись на 10% в денежном выражении. Физический объем в то же время сократился на 3%, отмечет директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. «Это связано с переходом потребителей на более дорогие категории продуктов. Наибольший прирост показали премиальные сегменты с ценой от 1 до 1,5 тыс. руб. и выше, чья доля увеличилась с 30,1% до 35,3%. При этом доля продуктов стоимостью ниже 1 тыс. руб. снизилась с 69,9% до 64,7%»,— объясняет он.

Найти инвестора для нового проекта сейчас будет достаточно сложно, полагает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский: «Инвестактивность в этой сфере уже успела выйти на определенный пик, и часть рынка занята другими производителями». Рынок пробиотиков является насыщенным, что объясняется возникновением новых предприятий после введения значительных санкций в 2022 году, отмечает он. Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков оценивает срок окупаемости проекта «Био-Веста» в пределах 10 лет. Срок может быть меньше, если компания будет выполнять госзаказ или заключит контракт с якорным потребителем. Успешность планов по расширению производственных мощностей будет зависеть от готовности компании подстроиться под запросы рынка.

Читайте нас также в Telegram и ВКонтакте .

Лолита Белова

Вся лента