Нюансы контакта

Чем закончились переговоры Виктора Орбана и Владимира Путина по Украине

В пятницу Москву посетил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Он провел в Кремле переговоры с президентом России Владимиром Путиным по поводу конфликта на Украине. По итогам встречи, на первый взгляд, не было сделано каких-то прорывных заявлений: господин Путин заявил, что прекращение боевых действий возможно только при условии вывода войск украинской стороны с территорий новых регионов России, а Виктор Орбан отметил, что позиции обеих сторон конфликта очень далеки друг от друга. Сторонним наблюдателям могло показаться, что ничего и не изменилось, но, по мнению господина Орбана, сделан важнейший шаг к разрешению ситуации — установлен контакт.

Владимир Путин обеспечил Виктору Орбану (слева) максимально доброжелательный прием

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Незадолго до своего появления в Кремле господин Орбан посетил Киев, где обсуждал с президентом Украины возможность мирного разрешения конфликта. Предложения венгерского лидера близки идеям кандидата в президенты США Дональда Трампа. Оба считают, что для начала необходимо прекращение огня. Но и Россия, и Украина не готовы идти на этот шаг, объясняя это, в частности, тем, что другая сторона может просто воспользоваться затишьем для накопления сил, чтобы продолжить боевые действия.

Хотя информация о том, что Виктор Орбан собирается посетить Москву, просочилась в СМИ накануне, Кремль до последнего не подтверждал предстоящую встречу. Публичная ясность по этому вопросу наступила, только когда самолет премьер-министра Венгрии сел во Внуково и его пресс-секретарь сообщил об этом. Это произошло около полудня, а уже в 13:30 Виктор Орбан и Владимир Путин сидели друг напротив друга.

Господин Путин улыбался и вообще выглядел достаточно довольным.

При этом в самом начале переговоров он допустил тезис, который навлек на его визави волну критики со стороны других европейских лидеров, заявив, что Виктор Орбан прибыл в Россию не только «как наш давний партнер, но и как председательствующий в Совете ЕС». Венгерская сторона как раз настаивала, что переговоры Виктор Орбан проводит именно как лидер своего суверенного государства.

«Мне известно, что совсем недавно, по-моему, 2 июля, вы были в Киеве, и вот прибыли сюда, для того чтобы обсудить все нюансы ситуации, которая сложилась на киевском направлении, на украинском направлении. Я в вашем распоряжении»,— сразу затронул Владимир Путин главную тему, заявлений по которой ждали и российские, и зарубежные СМИ. Он также выразил пожелание, чтобы господин Орбан ознакомил его с позицией как своей, так и «европейских партнеров». В конце предваряющего переговоры заявления Владимир Путин отметил, что в плане двусторонних отношений с Венгрией, «к сожалению, наблюдается большой спад в торговом обороте, 35 с лишним процентов. Но в целом есть над чем работать. У нас солидные проекты осуществляются»,— закончил на позитиве господин Путин.

«Как вы уже упомянули, Венгрия с 1 июля на ротационной основе стала председателем Совета ЕС. Перед нашей последней встречей, это было еще до войны, это было в феврале 2022 года. Это как раз то, что различает эти две наши встречи»,— тоже быстро перешел к наиболее волнующему всех вопросу господин Орбан и отметил, что количество стран, которые могут поговорить и с той, и с другой стороной конфликта, стремительно уменьшается. «Скоро Венгрия станет, видимо, единственной страной в Европе, которая сможет говорить со всеми»,— не без гордости заявил венгерский лидер, а Владимир Путин на этой фразе понимающе кивнул.

После чего и начались переговоры, которые продолжались более трех часов. Заявление по их итогам Виктор Орбан и Владимир Путин давали в Екатерининском зале Кремля.

С одной его стороны стояла скульптура богини справедливости Фемиды (как раз ближе к господину Орбану), с другой — скульптура «Россия», представляющая собой длинноволосую женщину с мечом и щитом, которым она прикрывает корону, скипетр и державу (была со стороны господина Путина).

Начинал президент России, и его речь как будто демонстративно контрастировала с той, которую он произнес ранее.

Так, начал он именно с экономических отношений, отметив, что на переговорах, например, обсуждали сотрудничество в энергетической сфере (совместный проект по расширению атомной электростанции «Пакш»).

Наконец господин Путин заявил, что состоялся и честный, откровенный разговор по актуальным международным вопросам и «в том числе по украинскому конфликту». Российский президент заверил, что Россия по-прежнему остается открытой для обсуждения политико-дипломатического урегулирования, но «с противной стороны слышим о нежелании решать вопрос именно таким способом». «Как нам видится положение дел, в том числе и с учетом услышанного сегодня от господина премьер-министра, в Киеве все еще не готовы отказаться от идеи ведения "войны до победного конца"»,— пессимистично отметил Владимир Путин. На его взгляд, украинская сторона не допускает мысль о мирном урегулировании, так как тогда ей придется отменять военное положение в стране и проводить выборы.

Президент России не стал подробно повторять условия мирной инициативы, которую он огласил на встрече с руководством МИДа РФ, но все-таки сакцентировал внимание на одном пункте. Видимо, он и является одним из тех «необратимых шагов» другой стороны, о которых он говорил накануне в Астане и которые составляют необходимые условия, чтобы Россия могла говорить о прекращении боевых действий без опасения, что оно будет использоваться против нее. «Речь идет о полном выводе всех войск Украины из Донецкой и Луганской народных республик, из Запорожской и Херсонской областей»,— подчеркнул Владимир Путин, добавив, что есть и другие условия.

Виктор Орбан выглядел чуть более оптимистично.

Он заявил, что рассказал «господину президенту, что наибольшее развитие Европы случилось именно в мирное десятилетие», а «тень войны», в которой она живет, вызывает «огромные сложности». «В общем, как я уже сказал господину президенту, Европе нужен мир»,— повторил свой главный акцент господин Орбан. Он также сказал, что хотел услышать (и услышал) мнение Владимира Путина по трем вопросам: что он думает об имеющихся на данный момент мирных инициативах, о прекращении огня и мирных переговорах, в какой последовательности их можно провести, о видении Европы после войны. «Я по опыту понял, что позиции очень далеки друг от друга. Нужно совершить очень много шагов для того, чтобы приблизиться к завершению войны. Однако же важнейший шаг мы сделали — установили контакт. И я буду работать и дальше в этом направлении»,— флегматично, но в целом оптимистично заявил господин Орбан по поводу результатов беседы.

А глава МИД Венгрии Петер Сийярто потом еще пару минут разъяснял журналистам значение диалога и коммуникации для решения ситуации. По его мнению, последние два с половиной года ясно показали, что без открытого диалога «эта война не закончится». Прошедшие переговоры он назвал открытыми и честными, а значит, с его слов, они полезны с точки зрения поиска решения сложившейся ситуации.

Андрей Винокуров

Вся лента