Казахстан зацепился за перецепку
Почему Астана требует дополнительные пошлины с российских фур
Казахстан вновь начал задерживать на границе российские грузовики. Минфин страны требует дополнительные пошлины. Обращение об этом Ассоциация международных автомобильных перевозчиков направила в Минтранс, сообщает РБК. В организации отметили, что с 1 июля казахстанские таможенники начали задерживать машины российских грузоперевозчиков, которые ввозили европейские товары. На данный момент известно о 20 задержанных автопоездах. Ограничения Казахстана препятствуют механизму перецепки, который действует в России с октября 2022 года. Тогда был введен ответный запрет на въезд европейских фур на территорию страны, при этом власти разрешили перегрузку товаров на российские машины.
Отмечается, что Казахстан предупреждал о возможных ограничениях в июне. Минфин страны заявлял, что при возвращении прицепа в Россию для вывоза товаров необходимо оплатить таможенные пошлины. Вероятно, Астана больше не хочет участвовать в параллельном импорте, предполагает исполнительный директор Transasia Logistics Кирилл Латинский: «Думаю, что это никак не связано с пошлинами. Скорее всего, это просто нежелание властей Казахстана вывозить европейские грузы. Есть довольно внушительный поток санкционных грузов, и из-за нежелания испытывать судьбу, подпадать под вторичные санкции вводятся подобные ограничения.
Надо смотреть, как это все развивается в динамике. Пока, насколько я знаю, небольшое количество техники временно остановлено. Кажется, что все-таки это вопрос, больше связанный именно с противодействием тому, чтобы Казахстан использовался как третья страна для транзита европейских грузов в Российскую Федерацию. Видимо, есть какое-то есть давление извне. Формально это может быть связано со схемой перецепки, но методология доставки за последнее время никак не поменялась с точки зрения перегруза. Если бы такая проблематика была изначально, то мы, наверное, могли бы воспринимать заявления властей Казахстана как истинную причину. А так как подобный механизм использования техники — тягач с одними номерами, а полуприцеп с другими, с принадлежностью другой страны — не волновал, а сейчас он резко обеспокоил власти Казахстана.
Я делаю вывод, что все-таки это никоим образом с пошлинами не связано. Ищут различные варианты. Мы видим, что изначально были проблемы с платежами, потом они где-то ушли на второй план, сейчас появилась вот такая история с пошлинами».
В ассоциации международных автомобильных перевозчиков считают, что действия Казахстана нарушают договоренность о перевозке европейских грузов в рамках механизма перецепки. Республика ввела мораторий на запрет такой логистической схемы до начала 2025 года. Меры могут быть вызваны недавними решениями китайских партнеров, говорит старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло: «Дополнительных пошлин не может быть просто по той простой причине, что Казахстан — это страна Евразийского экономического содружества, она входит в Таможенный союз, и у нас с Казахстаном практически одинаковые пошлины на ряд товаров.
Скорее всего, остановка таких фур связана с тем, что на Россию продолжается достаточно серьезное санкционное давление. И не секрет, что Казахстан, в том числе участвует в некоторых схемах транзита товаров, которые подпадают под те или иные запреты на прямой ввоз в Россию.
Поэтому не думаю, что речь идет о каких-то дополнительных пошлинах или налогах. Скорее всего, дело в дополнительном контроле за такими товарами и возможном дальнейшем блокировании вывоза их с территории Казахстана.
Казахстан вполне однозначно определил свою позицию, что он не будет помогать обходу санкций, хотя де-факто мы видим несколько другое. Но так или иначе Казахстан периодически вводит дополнительные меры контроля за движением санкционных товаров. В 2023 году Казахстан сделал необходимым согласование вывоза либо транзита таких грузов со своей территории.
Казахстанские банки блокируют возможность оплаты таких товаров. Поэтому, думаю, что сейчас мы просто видим усиление таких мер на фоне того, что с 1 июля Китай требует экспортные лицензии на ряд товаров, экспортируемых в Российскую Федерацию. Может быть, Казахстан пытается как-то отзеркалить эту же ситуацию и тоже ввел дополнительный контроль».
В 2022 году перевозчики уже сообщали о проблемах с механизмом перецепки в Казахстане. Тогда на территории республики были задержаны как минимум восемь фур с европейскими товарами.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".