Рейтинг смолоду берегут

Как работает сервис «Мы»

В России запустили систему социального рейтинга, она называется «Мы». Проект разработал Российский государственный социальный университет. В вузе заявляют, что их «метрика социальных статусов и уровней граждан» будет надежной, строгой и независимой. На самой платформе указано, что каждый желающий может построить свой актуальный социальный портрет и узнать, как со временем он может измениться. Для этого после заполнения анкеты система выдаст двусоставный код. Первая цифра — текущий статус. Вторая — прогноз. Отдельно отмечается, что эти данные никак не влияют на «жизнь, доступность услуг или карьерную траекторию».

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

В РГСУ говорят, что сервис по принципу работы похож на скоринг, который используют банки, когда потенциальный клиент хочет получить кредит, его оценивают по разным параметрам. Чтобы перейти к анкете нужно заполнить форму, личные данные пока для этого не требуются, рассказал редактор “Ъ FM” Иван Якунин, который протестировал систему: «Сайт, видимо, не выдерживает нагрузки, или, может быть, он просто плохо сделан, поэтому зависает на каждом вопросе.

Всего 30 вопросов. Есть ли у тебя семья? Планируешь ли ты ее создавать? Есть ли дети? Собираешься ли стать родителем? В перечне уровень дохода и в целом имущества, здоровье и образ жизни, спорт, вредные привычки. Меня спросили: тружусь ли я по специальности, которую получал в университете? Не очень понятно, что это говорит о моем социальном рейтинге. Насколько я последователен, может быть? У меня был социальный рейтинг, кажется, 64. Но я даже не понял — из 100, из 90, из 80, из чего?

Ты видишь некоторую диаграмму, которую в мобильной версии практически невозможно интерпретировать. Там есть точки, на которые можно кликнуть, и они покажут, в какой именно сфере у тебя результаты лучше, но опять же в мобильной версии он начинает копировать картинку, выделять картинку, ничего непонятно, на самом деле. Пока это больше похоже на развлечение».

В 2023 году проект «Мы» тестировали на студентах РГСУ. Их просили при составлении социального профиля указать паспортные данные, СНИЛС, ИНН, номер телефона. Результаты обещали опубликовать для общего доступа. Пока этих данных нет. Осенью 2022-го о проекте «Мы» рассказал на ученом совете первый проректор РГСУ Джомарт Алиев. По его словам, система в дальнейшем может стать «нормативной процедурой». А большая часть данных будет подгружаться на платформу из государственных систем.

Правда, такая передача информации может быть незаконной, отмечает независимый социолог, член научного совета российской ассоциации политической науки Владимир Римский: «Судя по всему, каким-то образом они решили собирать данные, оставленные в так называемых цифровых следах. Изначально это было необходим бизнесу, он анализировал и подбирал разные сервисы, товары адресно для своих клиентов. Естественно, такая система оказалась интересной и органам власти в самых разных странах. Если коллеги из РГСУ вот в эту сторону двигаются, мне кажется, тут есть определенные опасности. Каждый, кто сдает такую анкету, должен обязательно дать разрешение использовать свои данные. В дальнейшем проконтролировать, как они используются в этом рейтинге, судя по всему, будет невозможно».

Сейчас на платформе «Мы» доступна только одна из четырех опций рейтинга. Остальные появятся «скоро» и позволят сравнивать свой рейтинг с другими пользователями и распечатать свой социальный портрет в виде сертификата. Многие эксперты называют «Мы» китайским аналогом. КНР начала внедрять систему социального кредита в 2014-м. Китайцам с низким рейтингом могут ограничить определенные права и возможности.

Правда, работает эта система только в некоторых муниципалитетах, всеобщей системы оценки граждан в КНР нет, говорит директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов: «Не сама система социального рейтинга, а именно сложности оценки вызывают очень много вопросов. Поэтому Китай к этому подходит очень аккуратно. Плюс в КНР оказалось, что хотя формально социальный рейтинг в Китае выставляется государственными компаниями, многие частные организации, например, службы такси, торговые площадки, онлайн-магазины, оказывается, могут даже при неправильном использовании информации повлиять на социальный рейтинг человека, например, на его поступление в вуз.

Поэтому корреляция — это крайне сложное дело. Более того, надо понимать, что в Китае эта система разрабатывалась не каким-то одним вузом, одним институтом, а огромными лабораториями, взаимодействующими с колоссальными базами данных. Причем было несколько конкурирующих платформ, то есть можно оценивать, насколько эффективен тот или иной подход. Поэтому механически переносить это на другую страну с не очень очевидными системами разработки, когда мы не видим ни конкурентного подхода, ни экспертной оценки, это, конечно, было бы преждевременно».

По словам юристов, подобные системы могут быть эффективны лишь в вопросах борьбы с правонарушениями.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Екатерина Вихарева

Вся лента