Из круга в круг
Выставка Иры Вальдрон в Афинах
В афинском музее современного искусства MOMus открылась выставка художницы Иры Вальдрон (1957–2023) «Круги, которые никогда не замыкаются». На открытии побывал Андрей Плахов.
Ира Вальдрон родилась в Ленинграде, жила в Москве, Лондоне и Париже, там она скончалась в прошлом году. Она знала о своей болезни, так что выставка в Афинах, сделанная кураторами афинского музея современного искусства и близкими художницы,— это отчасти ее последнее послание зрителям. На этой первой посмертной выставке представлены живопись, реди-мейды, фарфоровые скульптуры, принты, текстильные композиции: Вальдрон работала в самых разных техниках, смело их сочетая и монтируя. Она фокусировалась на проблемах тоталитарного и посттоталитарного общества, международного арт-рынка, а также истории искусства в целом.
Кроме того, в ее творчестве всегда присутствовал феминистский дискурс. Выставка проходит в музее, которому Ира Вальдрон подарила около 300 своих работ, в том его филиале, который посвящен творчеству Алекс Милоны, греческого мастера абстрактной скульптуры. Ее смелые экспериментальные произведения часто перекликаются с тем, что делала Вальдрон. На выставке показаны и другие художественные связи: Ира Вальдрон имела обширные контакты в России, Великобритании, Франции, дружеские и творческие отношения связывали ее с художником Михаилом Рогинским, с ленинградской группой «Митьки».
В цикле «Прошлое — это другая страна» художница переосмысливает свои ранние воспоминания. Их сменяют впечатления от жизни в перестроечной России, где падение железного занавеса привело к цивилизационному потрясению, хаотичному смешению чужеродных понятий. Индивидуальный, всегда радикальный метод и стиль художницы вписаны в контекст своего времени, когда постмодернизм захватывал всю территорию культуры и требовал пересмотра того, что называлось гуманистической традицией.
Первые же экспонаты, которые мы видим на нынешней выставке, отличаются ироничной, хулиганской, совсем не сентиментальной интонацией: никакой ностальгии. «Не курить»: автопортрет автора с ее отцом, оба с папиросами во рту. «Я связалась с парнем. Мама против»: две куклы лежат на кровати в рискованных позах, рядом — окурки. Текстильная панель «Гендерные штудии»: согласно комментарию кураторов, тут исследуются «темы крайнего капитализма, коммерческого варварства, безудержного потребительства и информационной перегрузки», но можно посмотреть на этот объект и просто как на красивую скатерть с развеселыми рисунками.
Организаторы выставки (среди них вдовец художницы Саймон Вальдрон) постарались сделать ее максимально легкой.
Они стремились сохранить в памяти беспокойную личность Иры и ее особенный художественный мир — эмоциональный, красочный и многоплановый, в котором острота и трагизм соседствуют с оптимизмом и нежностью.
В серии Вальдрон «Изысканные трупы» фарфоровые фигурки, найденные на барахолках и в антикварных магазинах, сочетаются со словами или фразами, которые придают работам дополнительное измерение. Фарфоровый мальчик с оторванными руками, бескрылые ангелы — эти образы рассказывают о крахе гуманизма и обреченности человеческих усилий. Но в этих «рассказах» нет пафоса, а трагизм уравновешивается здоровым юмором.
В свое время сенсационно прозвучала на биеннале в Салониках работа Вальдрон, где увеличены до невероятных размеров и саркастически отретушированы оригинальные рисунки Гитлера. К теме «тоталитарного арт-разврата» художница обращается и в серии «Дамы с собаками», в центре которой графически обработанные фото любимой женщины фюрера, Евы Браун, и любимой овчарки.
На одной из предыдущих выставок Иры Вальдрон можно было увидеть переплеты томов Книги жизни, названных «Катастрофа», «Кризис», «Меланхолия», «Невроз», «Агония» и «Хаос». На нынешней выставке тоже стоят увесистые красные тома, но надписи на корешках другие: «Отказ», «Гнев», «Торг», «Депрессия», «Принятие». Одна из прежних работ Вальдрон была прокомментирована словами Джека Керуака: «В этом мире жить невозможно, но больше негде». Теперь, вероятно, художнице открылись другие миры.