«То, что работало месяц назад, может сегодня не работать»
Одним из последствий введения антироссийских санкций стало осложнение финансовой логистики. Так, в последнее время Китай, ставший для России одним из ключевых политических и экономических партнеров, ужесточил требования к трансграничным платежам. Генеральный директор компании Atvira Екатерина Кизевич рассказала о том, как это отразилось на участниках ВЭД и как сегодня выстраивать финансовую логистику с китайскими партнерами.
— Когда начались проблемы с трансграничными платежами?
— Лично мы столкнулись с этим в конце февраля, однако коллеги начали испытывать трудности еще в январе. Деньги со счетов уходили и застревали в китайских банках. Даже после предоставления запрашиваемых документов платежи не всегда проходили и в итоге возвращались отправителю.
Когда клиенты обращаются впервые, не погружаясь в текущую ситуацию, то думают, что все происходит как раньше. Мы вынуждены объяснять, что импорт сегодня очень нестабилен и то, что работало месяц назад, может уже не функционировать. Поэтому важно держать руку на пульсе и быстро перестраиваться, если хочешь стабильно получать товары.
— Как ужесточились требования китайских банков?
— В первую очередь усилился контроль за санкционными товарами. То есть помимо стандартного пакета документов — экспортная декларация, контракт, упаковочный лист, — банки обращают особое внимание на товары с санкционными кодами ТН ВЭД. Проверке подвергается не только товар, но также тот, кто отправляет и получает его. Идет проверка обеих сторон.
У нас был случай, когда китайский банк присылал запрос, просил указать, какой товар оплачивается, кто производитель и покупатель. Но даже после отправки всех необходимых документов мы не получили обратной связи. Причем сейчас такие трудности испытывают не только те, кто работает с импортом оборудования, но даже с товарами народного потребления.
— На сколько это может задержать процесс оплаты?
— Согласно банковскому законодательству, деньги могут «висеть» по невыясненным обстоятельствам в течение 40 рабочих дней, после они должны вернуться отправителю или же быть перечислены получателю. Однако во всех подобных спорных случаях у нас происходил возврат средств.
Мы обязательно проговариваем вероятность такого развития событий с каждым клиентом. Они проявляют понимание и не идут на такие крайние меры, как разрыв контракта и требования возврата денег. Даже в феврале, когда мы только столкнулись с этой проблемой, все сделки остались в силе.
— Как ужесточение требований со стороны китайских банков отразилось на бизнес-процессах российских компаний?
— Ранее никакие проблемы, связанные с пандемией или задержкой и удорожанием контейнеров, так серьезно не влияли на внешнеэкономическую деятельность. По факту импорт серьезно замедлился. Это становится серьезной проблемой для небольших компаний-импортеров, которые не имеют государственного участия, а также для производств, которые закупают оборудование в Китае, — они стоят и не могут работать.
Поэтому мы рекомендуем клиентам закупать товар с запасом хотя бы на ближайшие полгода. Впрочем, полагаю, проблема с платежами не разрешится до конца года.
— Есть ли рабочие варианты проведения трансграничных платежей?
— На сегодня один из самых оптимальных вариантов — перевод средств через российский банк, который находится в Китае, или китайский банк, который находится в России. Это позволяет совершать переводы внутри одной банковской структуры и не вызывает задержек.
Еще один вариант — это небольшие китайские банки, которые могут принимать платежи от российских компаний. Но данная схема зыбкая, потому что такой формат может так же попасть под очередные санкции.
Третий способ — агентская схема, когда предприниматель открывает китайскую компанию. Но, во-первых, не все могут себе это позволить, во-вторых, в таком случае среди учредителей компании не должны быть граждане России, поскольку это сразу же влечет за собой наложение санкций. То есть у вас должен быть доверенный китайский представитель, который мог бы работать внутри страны и производить расчеты.
К тому же китайские производители, опасаясь санкций, не готовы отгружать свою продукцию российским компаниям напрямую. Агентская схема позволяет сделать это через посредников. Это безопаснее даже для российских клиентов, потому что в случае форс-мажора или наступления страховых обязательств внутри страны проверки и разбирательства будут проходить быстрее, нежели рассмотрение жалобы из России.
Существует также бартерная схема, когда компании условно обмениваются товарами. Но эта схема работает только с крупными компаниями, для малого и среднего бизнеса сложно найти такого компаньона.
— А как же вариант проводить платежи через третьи страны?
— Да, можно попробовать оплатить через Киргизию или Беларусь, например. Но китайцы стали более жестко следить, чтобы груз отправился именно туда, откуда поступил платеж. Кроме того, проведение платежа через третью страну увеличивает стоимость доставки от 3 до 8% от стоимости груза.
— Какая валюта предпочтительнее для оплаты — рубли или юани?
— Какое-то время были актуальны рубли. Сейчас в основном юани. Причем конвертация рублей в юани в Китае дороже, чем в России.
— С какими рисками могут столкнуться импортеры в таких непростых условиях?
— Среди главных рисков можно назвать возросшую вероятность столкновения с недобросовестными посредниками, которые взимают большие комиссии. Они могут в качестве комиссии указать минимальные 3–5%, а остальные 10–15% заложить в качестве скрытой комиссии в стоимость товара.
— Как в таком случае выстраивать работу?
— Необходимо проверить добросовестность компании. Это можно сделать через открытые и доступные источники, где указана информация о том, с какого года работает компания, какой у нее оборот и сколько сотрудников в ее штате. Также необходимо искать компанию, которая работает по прямому платежу в Китай.
После чего стоит определиться: будете вы работать напрямую или через посредника (компанию-импортера).
Для работы напрямую необходимо лично общаться со своим китайским поставщиком, приезжать, встречаться и проверять товар. Также необходим счет в дружественном банке. В первый раз лучше провести минимальный платеж, чтобы проверить, работает ли система.
Atvira, например, имеет в Китае собственное отделение, наше доверенное юрлицо, с которым мы работаем уже 15 лет. Это позволяет осуществлять взаимодействие с китайскими производителями напрямую. Кроме того, те компании, которые предлагают комплексные решения — импортные сделки под ключ, — более уверенно чувствуют себя на рынке.
Второй вариант — работа через компанию-импортера или посредника. Здесь нужно выбирать компаньона с прозрачной схемой оплаты и рассчитанной финансовой моделью сделки, чтобы понимать все расходы и иметь возможность контролировать стоимость товара и сроки его доставки.
Для лучшего эффекта лучше приехать к своему поставщику и лично представить вашего посредника, обозначить, что этот человек является вашим представителем и будет принимать товар, проверять его качество. Но даже так вы по-прежнему должны быть максимально вовлечены в процесс, договариваться о стоимости, комплектации товаров, рассчитывать риски брака и дополнительные расходы.
— Как ситуация изменится в будущем? Стоит ли ожидать прекращения взаимоотношений с Китаем?
— Могу сказать, что сейчас наблюдается значительное сокращение числа компаний и банков, которые готовы обслуживать трансграничные платежи с Китаем. Но варианты всегда найдутся. Это лишь вопрос времени и удорожания процессов.
Сейчас, например, разрабатывается проект системы ведения платежей, которая не зависит от SWIFT. Но это небыстрый процесс. Также обсуждается законопроект о возможности оплаты криптовалютой. Это непросто, поскольку в Китае криптовалюта запрещена. Но если данную инициативу удастся реализовать, то это будет прекрасно.
Реклама