Электрификация локализации

Как появлялись отечественные электрокары

Российский автопром, несмотря на уход многих глобальных игроков, продолжает двигаться в сторону электрификации. После 2022 года развитие получили уже задуманные до кризиса проекты и продолжают появляться новые. Не отстает и производство батарей: все больше локальных электромобилей получают отечественные аккумуляторы.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

В России официально переход в сторону «зеленой» повестки в автопроме случился только в 2021 году, когда была принята концепция развития электротранспорта с амбициозными планами по выпуску в стране электромобилей. На тот момент в стране не было и существенных продаж таких машин: доля рынка электрокаров составляла сильно меньше 1%, тогда как в целом по миру, по данным Международного энергетического агентства, она составляла 8,6%.

Самый яркий российский проект по электромобильности на момент принятия концепции — электробусы. Их группа ГАЗ и КамАЗ с 2018 года поставляли в парк городского транспорта Москвы. Среди перспективных проектов в легковом сегменте обсуждались лишь два: электромобиль «Автотора» и «Кама-1» — на тот момент проект КамАЗа и Политеха, который впоследствии переродился в электромобиль «Атом». Также в концепции развития электротранспорта был анонсирован выпуск электромобилей липецким «Моторинвестом», который в итоге запустился в 2022 году. В LCV — «Газель» e-NN группы ГАЗ. Как раз в 2021 году е-NN в пассажирской версии вышла на маршрут в Нижнем Новгороде, а вся линейка (микроавтобус, грузовой и грузопассажирский фургон) была поставлена в производство полного цикла со сваркой и окраской. Также обсуждался так и не реализованный из-за ухода Ford из РФ в 2022 году план на тот момент СП с «Соллерсом» по выпуску электрической версии Ford Transit.

Иностранные автоконцерны самостоятельно до 2022 года не заявляли планов о локализации электрокаров. Но глобальные игроки выводили на рынок премиальные электромобили. С обновлением ландшафта российского автопрома на фоне санкций и последующим прекращением поставок глобальными автоконцернами ситуация мало изменилась. Китайские игроки также пока не спешат инвестировать в локализацию электрокаров в России.

Заводы на стопе

После введения санкций и прекращения на этом фоне поставок и выпуска в РФ автомобилей большинством иностранных концернов в отрасли активно обсуждалось, что ставка на электромобильность стала особенно актуальна. Уход иностранных инвесторов привел к простою заводов, и аналитики указывали в этом контексте на привлекательность создания локальных электрокаров как более быстрого пути по сравнению с попытками догнать технологический потенциал по машинам с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).

На 2024 год развитие получили в основном задуманные еще до начала кризиса проекты по локализации электромобилей. Например, линейка липецкого «Моторинвеста» расширялась. Сейчас на заводе организовано производство пяти моделей Evolute: i-Pro, i-Joy, i-Sky, i-Jet, i-Van. Продажи последней модели еще не стартовали, уточняют в компании. Кроме того, говорят там, «в скором времени» предполагается наладить производство модели i-Space в Липецке. По итогам пяти месяцев бренд занимает второе место по продажам электромобилей в РФ, оценивал «Автостат», уступая лишь премиальному китайскому Zeekr (поставляется по параллельному импорту). Модели Evolute представляют собой перелицованные электрокары из Китая, что компания задумала еще до начала кризиса, предвосхитив дальнейший тренд авторынка.

Калининградский «Автотор», еще до кризиса заявлявший о планах выпускать собственный электромобиль, в конце 2023 года начал выпуск модели «Амберавто» А5. Автомобиль был официально представлен в феврале 2024 года, и до конца года, как говорят в компании, предполагается произвести 1,1 тыс. таких электрокаров. «Китайские автомобили» писали, что в основе модели А5 — JMEV GSE от Jiangling Motors Corporation и французской Renault, ушедшей из РФ в 2022 году.

Но уход Renault из РФ и передача их завода в Москве столичным властям также привели к его перезапуску с новой линейкой возрожденного бренда «Москвич». В нее вошел и электрокар «Москвич» 3е. В основу линейки бренда легли технологии JAC, а в модели 3е угадывается JAC Sehol E40X. Продажи электромобиля от «Москвича» стартовали в конце декабря 2022 года, а в этом году бренд с единственным электрокаром занял четвертую строчку топа наиболее продаваемых брендов электрокаров.

На ГАЗе, помимо e-NN, в этом году на конвейер поставили электробус «Газель е-City». «Это первый в России низкопольный электробус малого класса, создан на базе автобуса "Газель City"»,— отмечают в компании. Кроме того, напоминают в Минэкономики, коммерческий автотранспорт в электрическом сегменте представлен моделью EVM Pro от компании «Электромобили Мануфэкчуринг Рус». В Минпромторге говорят, что запуск производства состоялся в 2023 году. Машина создана на базе шасси УАЗ «Профи».

Электромобили из будущего

Наиболее амбициозным проектом последних лет стало создание российского электромобиля «Атом». В мае 2023 года АО «Кама» представило первый функциональный образец «Атома». Предполагается, что серийное производство электромобиля будет запущено на мощностях завода «Москвич» в середине 2025 года.

Калининградский «Автотор» же планирует не останавливаться на одной модели. В компании говорят, что продолжают работу над компактным электромобилем, созданным на технологически независимой платформе, на базе собственных разработок. БОльшая часть компонентов будет производиться на новых заводах, которые создаются в рамках специнвестконтракта (СПИК; дает льготы в обмен на инвестиции), отмечают там: электродвигатель, редуктор, тяговая батарея, силовая электроника, а также шасси электромобиля, кузов и кузовные системы, рулевое управление и др.

Традиционно отечественные игроки также постепенно идут в сегмент электрокаров, но за счет своей уже существующей линейки. АвтоВАЗ готовит электрическую версию модели Largus, серийный выпуск которой был возобновлен в Ижевске в мае. Опытную партию электрического e-Largus выпустили еще в конце 2023 года, а серийная сборка, как говорят в АвтоВАЗе, должна стартовать в третьем квартале 2024 года. Автомобиль e-Largus изначально будет локализован более чем на 50%, отмечают в концерне. В Минпромторге также ожидают запуск серийного производства электромобилей на мощностях «Соллерса». В 2023 году в компании говорили о планах выпуска электрических версий малотоннажных автомобилей Sollers Atlant и Argo.

К локализации электромобилей подключаются и новые собственники автозаводов ушедших из РФ марок. Гендиректор «Автодома» (купил бизнес Mercedes, включая завод в Подмосковье) Андрей Ольховский говорит, что планы выпуска электромобилей есть не только у них, но и у каждого завода, который производит автомобили.

Батареи на перспективу

Развитие производства батарей и материалов для них — критически важная стратегическая задача, поскольку наличие собственного выпуска обеспечит возможность управлять себестоимостью, технологическую независимость и сформирует определенный научный потенциал, говорит Дмитрий Бабанский из SBS Consulting.

Многие из российских проектов электромобилей получат батареи от входящих в «Итэлму» «Систем автономной энергии» (САЭ). САЭ занимается разработкой и выпуском тяговых литий-ионных батарей и суперконденсаторных систем. У компании есть собственное производство в Москве и Петербурге. «Основная доля производимых аккумуляторов приходится на электрический общественный транспорт: электробусы и троллейбусы с автономным ходом»,— отмечают там.

Но компания активно сотрудничает и с производителями электромобилей, добавляют там. Так, батареями САЭ оснащается «Газель е-City», отмечают в ГАЗе. А в мае Evolute приступил к тестированию кроссовера Evolute i-Joy с тяговой батареей САЭ. В компании говорили, что российский аккумулятор отличается увеличенной емкостью, что обеспечит бОльший запас хода и, как следствие, улучшит эксплуатационные качества модели. Аккумулятор для Lada e-Largus также будет выпускать САЭ. Отмечалось, что для электрической версии модели Largus предусмотрены батареи двух вариантов: стандартная емкостью 61 кВт•ч и «облегченная» емкостью 45,7 кВт•ч.

Другой амбициозный проект есть у компании «Рэнера» (подконтрольна ТВЭЛ, топливному дивизиону «Росатома»). Летом 2023 года заключила СПИК на строительство гигафабрики мощностью 4 ГВт•ч в год (50тыс. аккумуляторов) в Калининградской области. В компании уточнили, что в 2025–2026 годах начнут работу первые в РФ гигафабрики — в Калининградской области и Новой Москве — общей мощностью около 8 ГВт•ч, которые обеспечат аккумуляторными батареями около 100 тыс. электромобилей в год. Кроме того, у «Рэнеры» есть сборочная площадка на 150 МВт•ч на Московском заводе полиметаллов и на территории экономической зоны «Технополис Москва» на 320 МВт•ч.

В «Автоторе» говорят, что все производимые на их мощностях электромобили будут оснащаться аккумуляторными батареями из топливных ячеек, выпуск которых планируется на строящейся гигафабрике «Рэнеры». Батареи «Рэнеры» также должен получить и электромобиль «Атом». Сообщалось, что компания совместно с АО «Кама» создадут литий-ионную аккумуляторную батарею для линейки «Атома». Разработка батареи идет параллельно разработке и испытаниям электрокара, сообщала «Рэнера». Кроме того, до 2030 года по офсетному контракту с «Мосгортрансом» «Рэнера» поставит 150 тыс. батарей для электромобилей «Москвич» и более чем 5 тыс.— для электробусов. Поставки начнутся уже с 2025 года.

Заряд господдержки

В соответствии с концепцией по развитию электротранспорта в России в 2024 году должно быть произведено 17,5 тыс. электромобилей, уточняют в Минэкономики. В министерстве добавили, что показатель производства электромобилей в 2022–2023 годах был выполнен в полном объеме: было произведено более 9,5 тыс. электромобилей.

В Минпромторге отмечают, что отечественным производителям электротранспорта доступен комплекс мер поддержки, направленных на развитие производственных мощностей, наращивание объемов производства и локализации необходимых для него компонентов. Чиновники упоминают в том числе субсидирование НИОКР, затрат на реинжиниринг, а также программы Фонда развития промышленности. Кроме того, действуют и меры стимулирования спроса в виде программ льготных автокредитования и лизинга, напоминают в министерстве. В соответствии с ними покупателю локального электромобиля предоставляется скидка в размере 925 тыс. руб., добавляют в Минэкономики. «Это позволило существенно снизить стоимость на электромобили, отдельные модели по стоимости сравнялись с аналогичными по классу автомобилями с ДВС»,— считают в министерстве.

В АвтоВАЗе отмечают, что объем выпуска модели e-Largus будет напрямую зависеть от реализации мер господдержки спроса на электромобили. По словам представителя компании, максимальный объем такой поддержки должны получать электромобили с уже достигнутым высоким уровнем локализации. Андрей Ольховский также говорит, что о будущих объемах выпуска говорить пока сложно, поскольку «ключевым триггером будет поддержка электроавтомобилей со стороны государства и преференции для покупателей».

Ольга Никитина

Вся лента