Инструкции к инновациям
Как власти переосмысливают регулирование науки и технологий ради инновационного прорыва
Трансформация российской экономики с опорой на технологии потребовала реформирования государственной политики в области науки и технологий. В 2024 году уже утверждена новая стратегия научно-технологического развития, определены ее приоритеты и перечни важнейших технологий, готовится к запуску новая ветка госполитики — технологическая. Все эти документы в общем виде направлены на устранение разрыва между наукой и промышленностью — последней предстоит нарастить инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. К 2035 году объем государственных и частных вложений должен достичь паритета.
Санкционные шоки и потеря доступа российской промышленности к зарубежным технологиям потребовали переосмыслить дальнейшее развитие экономики: оно должно происходить с опорой на собственные технологии. Хотя российским предприятиям удалось во многом адаптироваться к санкциям, а экономика демонстрирует высокие темпы роста, главные санкционные риски лежат в плоскости технологического развития — инерционный сценарий развития промышленности сопряжен с последующим отставанием РФ от других стран.
Однако опросы об инвестиционных предпочтениях промышленности показывают, что большинство российских предприятий как предпочитало покупать машины и оборудование западноевропейских производителей, так и отдает приоритет зарубежным станкам. Максимальная распространенность таких желаний была зарегистрирована в 2011 году, когда об этом сообщили 78% респондентов, и в 2023 году — 72%, следует из исследования Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ранее исследование проводилось Институтом Гайдара). Предпочтительность российского оборудования в 2018–2024 годах оставалась практически без изменений — примерно 50%. Бенефициарами «санкционной войны» стали производители машин и оборудования из Китая, Турции, Индии. Желание покупать их оборудование среди российских предприятий выросло в 2023 году по отношению к 2021 году в три раза и в два с половиной раза — в апреле 2024 года.
Проблема такого подхода в том, что поставщики из «дружественных» стран, в том числе из Китая, предпочитают поставлять готовую продукцию и не готовы делиться технологиями, отмечают эксперты Высшей школы экономики в исследовании об устойчивости российских компаний к санкциям. Разработка собственных требует значительных временных и финансовых издержек, поэтому инновационная активность предприятий в условиях санкций и сопряжена с обращением за помощью к государству. Власти, в свою очередь, разворачивают масштабные планы инновационного развития, запуская проекты «технологического суверенитета» и пытаясь сблизить науку и промышленность.
Новая стратегия
К марту текущего года в России появилась новая стратегия научно-технологического развития — она оформлена указом президента №145 от 28 февраля и будет действовать до 2030 года. Документ фиксирует роль науки и технологий в развитии страны: они должны стать основой для решения социальных, экономических, культурных и других задач, в том числе по обеспечению безопасности страны. Однако на пути решения этих задач стоит множество проблем: несогласованность приоритетов научно-технологического развития и инструментов его поддержки на разных уровнях (федеральном, региональном, отраслевом, корпоративном), низкая восприимчивость экономики к инновациям и слабое взаимодействие реального сектора с наукой, концентрация научно-технологического и образовательного потенциала в ограниченном числе регионов страны, а также следование глобальным технологическим трендам без учета национальных интересов.
Для изменения ситуации потребуется практически заново создать модель взаимодействия науки, технологий и производства, инфраструктуру для проведения научных исследований и разработок, возможности для реализации в этой сфере молодых кадров. В первом случае речь идет об организации системы трансфера технологий, управления интеллектуальной собственностью, о вовлечении научных и образовательных организаций, малых технологических компаний (МТК) в технологическое обновление отраслей экономики, а также создание системы господдержки таких МТК.
В рамках второго направления предлагается создать в РФ сеть научных установок (в том числе класса «мегасайенс»), центров коллективного пользования научно-технологическим оборудованием, центров экспериментального производства, инжиниринга, прототипирования, опытного и мелкосерийного производства наукоемкой продукции. Параллельно планируется обновление материально-технической базы научных организаций и университетов. При работе с молодежью власти делают ставку на усиление роли репутационных механизмов в признании научной квалификации и заслуг исследователей, повышение авторитета ученых в обществе и совершенствование системы государственной научной аттестации.
Действовавшая до 2024 года стратегия позволила сформировать правовую базу в области науки и технологий, а также систему привлечения кадров в отрасль и институты финансовой поддержки научной деятельности, запустить крупные научно-технические программы и проекты (в том числе «Научную технологическую инициативу»). В результате реализации новой стратегии в России должна быть перестроена система управления наукой и технологиями с учетом долгосрочного характера санкций, также власти намерены перейти к новой системе подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики. Управленческие решения в сфере науки и технологий должны приниматься на основе прогнозов научно-технологического развития. Приоритет — ускоренная разработка импортонезависимых технологий, освоение и локализация известных иностранных технологий для устойчивого развития ключевых отраслей экономики.
Научные приоритеты
В развитие новой стратегии в июне президент Владимир Путин свои указом утвердил приоритетные направления научно-технологического развития и перечень важнейших наукоемких технологий. Всего выделено семь приоритетных направлений: высокоэффективная и ресурсосберегающая энергетика; превентивная и персонализированная медицина; высокопродуктивное и устойчивое к изменениям природной среды сельское хозяйство; безопасность получения, хранения, передачи и обработки информации; интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы; укрепление социокультурной идентичности российского общества и повышение уровня его образования; адаптация к изменениям климата, сохранение и рациональное использование природных ресурсов.
Перечень важнейших наукоемких технологий состоит из двух частей — 21 критической технологии (нужны для ускоренного импортозамещения) и 7 сквозных (для опережающего развития). Среди первых — технологии в сферах энергетики и медицины, микроэлектроники, сельского хозяйства, хранения и передачи информации, создания доверенного и защищенного системного и прикладного ПО, транспортные технологии, в том числе беспилотные и автономные системы, технологии космического приборостроения для развития современных систем связи. В перечне сквозных — технологии, основанные на методах синтетической биологии и генной инженерии, технологии создания новых материалов, технологии производства малотоннажной химической продукции, технологии искусственного интеллекта, технологии создания отечественных средств производства и научного приборостроения, а также природоподобные и биотехнологии.
Инновации вписывают в госполитику
Другой блок регуляторики касается непосредственно процессов освоения технологий и приземления их на нужды промышленности. Так, в июне первое чтение в Госдуме прошел законопроект «О технологической политике», который должен стать базой для технологического развития экономики РФ. Документ запускает технологическую ветку госполитики и подчиняет ее двум процессам: разработке приоритетных технологий и созданию инфраструктуры для освоения перспективных технологий. Законопроект регламентирует поддержку инноваций государством и регуляторные послабления на всех этапах их разработки: от исследований до поставки заказчику.
В результате в России появится система управления полным циклом разработки технологий. Для этого будет запущен классификатор технологий, который позволит синхронизировать и координировать планы по технологическому развитию в различных отраслях. Главной задачей реализации технологической политики названо появление собственных линий разработки технологий. К процессу их освоения власти привлекут госкомпании, перезагрузив их программы инновационного развития, а также частный бизнес — для этого правительство развернет систему стимулирования инноваций полного цикла (налоговые льготы, инфраструктурная поддержка, поддержка развития кадрового потенциала). В частности, компаниям и инвесторам в сфере технологий разрешат в случае провала проекта не нести ответственность за потерю госсредств — для этого законопроект переосмысливает «право на риск», расширяя его на случаи доведения поддержки до технологических компаний. Крупнейшей же новацией может стать применение экспериментальных правовых режимов для освоения технологий — за счет изъятий из общего регулирования.